
Ровно 170 лет назад, 20 июня 1855 года, под днищами английских пароходофрегатов "Мерлин" и "Файрфлай", отправленных командующим британской Балтийской эскадрой, адмиралом Ричардом Дондасом, на разведку береговых укреплений Кронштадта, почти одновременно прогремели два взрыва. И хотя они не привели к гибели кораблей, командиры обоих пароходофрегатов прервали выполнение задания и поспешно ретировались.
Они поняли, что столкнулись с тем, о чем давно ходили тревожные слухи, — с подводными якорными минами. На западе их уже успели окрестить "Русскими инфернальными машинами" (Russian Infernal Machine). Это было первое в мировой истории боевое применение морского минного оружия. Оно серьезно испугало англичан, заставив их отказаться от попыток прорыва мимо Кронштадта к Петербургу, для обстрела российской столицы.
В России перед Крымской войной были приняты на вооружение два типа "инфернальных машин": с ударно-контактными химическими взрывателями конструкции фирмы "Нобель" (именно на них напоролись английские пароходофрегаты), а также — с дистанционно-кабельным электроподрывом, разработанные выдающимся русским ученым-электротехником Борисом Семеновичем Якоби (он же Мориц Герман Якоби — сын прусско-еврейского банкира, который в возрасте 33 лет переехал в Россию и остался в ней навсегда).
К началу морской кампании 1855 года русский флот установил в Финском заливе примерно 1300 якорных мин, из них более 950 — системы Нобеля, а остальные — системы Якоби. К сожалению, нобелевские мины, которых было абсолютное большинство, обладали слишком малой разрушительной силой. Они содержали всего 10 фунтов (примерно 4,5 кг) черного пороха (других взрывчаток тогда еще не было).
Такой боезаряд не мог уничтожить даже относительно небольшое деревянное судно. "Мерлин" и "Файрфлай" отделались легкими повреждениями наружной обшивки, не получив даже сквозных пробоин. Очень быстро выяснилось, что принятие на вооружение столь слабых боеприпасов было серьезной ошибокой командования русского флота.
А с гораздо более мощными, но менее многочисленными минами Якоби, содержавшими от 45 до 60 кг пороха, англо-французские корабли во времена Крымской войны так и не познакомились. Можно сказать, что им крупно повезло.
Однако в XX веке якорные мины, знаменитые "рогатки", проявили себя как наиболее эффективное и смертоносное противокорабельное оружие российских моряков. Они стали причиной гибели всех крупных вражеских боевых кораблей, которых удалось уничтожить нашему ВМФ, начиная с Русско-японской и кончая Великой Отечественной войной. Да, да, не снаряды, не торпеды и не авиабомбы, а именно мины — молчаливые стражи глубин, в применении которых наши достигли наиболее впечатляющих успехов.
Впрочем, это уже другая история. Однако не зря сегодняшний день в 1997 году был объявлен Днем специалистов минно-торпедной службы. Так что, с праздником, товарищи минеры, ну и торпедисты, раз уж вас связали с минерами.
На заставке: английская гравюра, изображающая подрыв на русских минах пароходофрегатов "Мерлин" и Файрфлай".

Поход британской эскадры адмирала Дондаса в Финский залив в 1855 году и схема русской морской обороны Кронштадта, которую так и не решились атаковать англичане, опасаясь катастрофических потерь.

"Птичья перспектива" Кронштадтских береговых и островных фортов времен Крымской войны, а также — их секторов обстрела.


Мина Якоби другого типа и ее усовершенствованная модель в железном корпусе образца 1855 года.

"Русская инфернальная машина" Нобеля в декоративно-рекламной раскраске. Интересно, что подобным вещам капиталисты уделяли серьезное внимание уже в середине XIX века. Эта мина (на обоих снимках — один и тот же объект, несмотря на разницу в цветопердаче) была выловлена, обезврежена и отправлена в Англию моряками эскадры Дондаса в 1855 году, вполедствии заняв свое место в музее Ройял Нэйви.

Рисунок с натуры мины Нобеля другого типа в деревянном дощатом корпусе, скрепленном как бочка металлическими обручами. Эта мина была выловлена англичанами в Черном море, в районе Керчи, в том же 1855 году. Обратите внимание на контактный диск, крепящийся к корпусу подвижными кронштейнами. При его смещении относительно корпуса в результате столкновения с кораблем срабатывал химический взрыватель.
Комментарии (0)