— Это важный аспект активной интеллектуальной деятельности человека. Он предполагает обсуждение фактов, концепций, угроз, которые существуют для человечества, и решений, которые помогут преодолеть эти проблемы в обозримом будущем.
О ее содержании должен иметь представление каждый человек, наблюдающий за современным миром, стремящийся понять его развитие. Журналист в своей работе исходит из знаний, которые у него есть. Эти знания основываются на опыте, который накоплен за время развития человеческого гения, в свою очередь осмысляющего процессы мирового развития.
Проблематика журналистики — это суть того, что представляет собой современная жизнь: прошлое, предчувствие прогресса, попытки увидеть будущее развитие ценностных ориентаций.
— Чем журналистика отличается от литературы?
— Функции и методы работы журналиста и писателя различные, хотя предмет во многом совпадает. И первые, и вторые во многих случаях заняты очень близкими направлениями, но они подходят к ним по-разному, смотрят на них с разных точек зрения. Журналисты могут писать о войне, мире, конфликтах, развитии, но есть определенные стороны, которые в большей степени представлены в литературе.
— Есть ли разница в художественном мышлении журналиста и писателя?
— В самом художественном мышлении есть два направления. Одно из них оперирует образами, развитием этих образов и характеров. Другое — осмысляет процессы в их совокупности, во всей их сложности. Одно из них — это обширный набор фактов и событий, которые есть в сегодняшней жизни. Другой состоит в том, чтобы увидеть все эти сложности глазами человека, который понимает не только факты, но и их воздействие на интеллектуальную деятельность, на понимание мира.
Одна из важнейших задач художественного мышления — осмыслять трудности, выделять основные и находить пути их преодоления. Общее между журналистикой и литературой возникает тогда, когда эти угрозы формулируются — прежде всего, в виде определенных тезисов и основных ценностей, человеческих ценностей, которые и должна защищать журналистика.
Существуют разные оттенки этой работы, их много, и все мы сразу не охватим. Но говоря о том, что происходит в сегодняшнем мире, что беспокоит нас в этом мире, мы должны учитывать состояние умов, экономики, философии, осмысления явлений, возможностей образного восприятия мира, что очень важно для художественного творчества.
— И эмоции.
— Да, сюда входят и эмоции – радость, горе. Но главное — ценности, которые также выражены в разных формах. В развитии познания мира выступает известный дуализм. С одной стороны — осмысление того, что происходит и как происходит, с другой стороны — в чем суть этих перемен, красота мира, опасности и угрозы, природа развития. Журналистика обогащает восприятие мира, включая в него не только художественные образы, но и понимание тенденций, которые позволяют предвидеть дальнейшее развитие общества.
—Тогда получается, что провести грань между журналистикой и литературой очень сложно.
— Почему же сложно?
— Потому что любая журналистика работает, конечно, на потребу дня, но и любая литература пишется для текущего момента. Просто осмысление реальности происходит с помощью художественных средств, которые есть в искусстве.
— Художественные средства используются в разных случаях. У нас есть разнонаправленные ценности, и вот журналистика работает на их интеллектуальных аспектах, она помогает понять их содержательную сторону и пути воздействия на сознание человека.
Дело ведь в том, что ценности, а также фантазии, интуиция, видение разных сторон мира– это очень важная часть жизни. Часть этих аспектов существует за счет эмоционально сильных образов, а другая –за счет содержания, которое необходимо, чтобы эти ценности развивались, сохранялись и углублялись. И в этом смысле журналистика очень важна, она помогает понять, почему, как и зачем мы живем и для чего так много сил тратим на решение наших задач и проблем.
Литература и журналистика выполняют одинаковые задачи: они занимаются не только поиском угроз, но и выявлением ценностей. Однако большая часть литературы является осмыслением развития представлений о мире и использования этих представлений во благо человека. Журналист же выявляет ценностные, прежде всего, ориентации, сформулированные в виде определенных тезисов и понятий. Литература работает скорее с образами, угадыванием происходящего, видением мира через эмоциональную сферу. У журналиста эта сфера тоже существует, и поэтому журналистика часто может конкурировать с художественной литературой. Но здесь речь идет о том, что само развитие художественного творчества основывается на очень широком базисе интеллектуальной работы, которая связана в значительной степени не только с фактами и тезисами, но прежде всего с восприятием.
Психология творчества журналиста — это психология восприятия мира не столько через фантазию, сколько через восприятие тех эмоций и особенностей жизни, которые нам дарит мир. У писателя эти эмоции – главные средства работы. Журналист, оставаясь все-таки журналистом, в основном стремится предвидеть то, что произойдет, и при этом он обязательно должен формулировать конечный результат.
—На основе, видимо, некой информации?
— На основе данных. Новое осмысление очень важно для журналиста, оно основано на проникновении в интеллектуальную сферу и способности связать развитие среды и интеллект с жизнью и будущим человечества. Здесь у литературы и журналистики появляется некоторое расхождение: у последней больше внимания на осмысление и меньше — на угадывание.
— И здесь журналистика сближается с публицистикой?
— Я думаю, нужно очень тонко подойти к этому вопросу. Да, журналистика и публицистика имеют много общего. Журналистика — это крик души, который есть у всех, но он по-разному выражается. Этот крик души есть и у выдающихся публицистов…
— Кольцова, например? Короленко?
— У Короленко в большей степени. Горький и его поездка в Сибирь, где он видит мир, которой во многом чужд цивилизованному человеку…
— Ответьте мне, пожалуйста, на самый интересный вопрос: кто является первым известным человечеству журналистом?
—Бог.
—Бог — создатель, а не журналист. Он никому не рассказывает истории.
— Он не рассказывает истории, но это все-таки Бог.
— Будем откровенны, это ошибка. Бог не является журналистом.
— (смех) Да что ты! Первое реальное великое художественное сочинение было описано в Библии.
— Вы, наверное, имеете в виду Ветхий завет? Который, насколько я понимаю, был склеен из шумерских историй.
— Все склеено из чего-то.
— Но без ссылок, без сносок. Это был плагиат.
— Это субъективный фактор. Важный момент в развитии литературы и журналистики — когда освоение материала уходит от односторонности. И писатель, и журналист, и публицист стремятся рассказать о том, что они видят в мире, в общем словесном образе.
— То есть мы с вами будем считать миф в качестве первого журналистского произведения?
— Наверное, да.
— Какие еще древние тексты можно отнести к журналистике? Какие вообще культуры оставили после себя письменные источники?
— Прежде всего — иудеи. Египтяне, шумеры финикийцы...
— Китайцы?
— Китайцы — нет.
— Японцы?
— Японцы — нет, у них своя традиция, в этом их особенность.
— Точно так же, как, видимо, у индусов?
— Точно так же, как у индусов, конечно. Это другие традиции, другой мир восприятия. Часто как люди, живущие, грубо говоря, в «христианском мире», которые все стремятся взвесить разумом, мы их не понимаем. В этих культурных традициях речь идет не только о разуме, но и об эмоциональном освоении, и это развитие эмоционального восприятия очень важно для воспитания человека, который мыслит не односторонне, а синкретически.
Комментарии (0)