Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Перуанский Гастелло



Ровно 80 лет назад, 30 января 1942 года, вступил в силу так называемый "Протокол Рио", завершивший последнюю на сегодняшний день крупномасштабную межгосударственную войну в Южной Америке. Вооруженный конфликт между Перу и Эквадором за обширную пограничную территорию, которую обе страны более 100 лет считали своей, вспыхнул 5 июля 1941 года. И прошел почти незамеченным на фоне полыхавшей в Европе и Африке Второй мировой войны.

Активные боевые действия продолжались около месяца и завершились убедительной победой перуанцев, захвативших 2/3 спорных земель. Впрочем, приобретение оказалось не очень ценным, так как на нем фактически ничего не было, кроме гор и непролазных джунглей. С августа по ноябрь эквадорцы вели партизанскую войну, потом было заключено перемирие, а затем в Рио-де-Жанейро собрался мирный конгресс, на котором стороны конфликта при посредничестве США, Бразилии, Чили и Аргентины договорились о "полюбовном" разделе.

В войне перуанцы активно применяли авиацию и танки, а у эквадорцев не было ни того, ни другого. Уже 6 июля 1941 года перуанские ВВС бомбили прифронтовые эквадорские города Уакильяс, Аренильяс, Пасахе и Санта Роза. В дальнейшем они значительно расширили зону своих действий, начав бомбить тыловые центры Гуаякиль, Мачала, Лоха и Пуэрто-Боливар. Эквадорская зенитная артиллерия была слабой, малочисленной и испытывала нехватку боеприпасов, поэтому все налеты проходили безнаказанно.

Перуанцы несли урон лишь от несчастных случаев. Так, на третий день войны погиб лейтенант Ренан Элиас, пытаясь резкими маневрами с перегрузкой освободиться от несброшенной 100-фунтовой бомбы, зависшей на неисправном бомбодержателе его истребителя-бомбардировщика. В результате одного из "кульбитов" бомба детонировала, разнеся самолет вдребезги.

Единственную подтвержденную обеими сторонами боевую потерю перуанская авиация понесла 23 июля. В тот день четверка NA-50 вылетела на штурмовку эквадорских позиций в районе Кебрада-Сека. Согласно официальной перуанской версии событий, лейтенант Хосе Гонсалес Киньонес был подбит эквадорской зениткой, но не воспользоваться парашютом, а направил свой пылающий самолет на вражескую зенитную батарею и ценой собственной жизни ее уничтожил.

Эквадорцы в ответ на это заявляют, что в том районе у них не было никаких зениток и Киньонеса никто не сбивал. Он просто врезался в землю из-за ошибки пилотирования, расстреливая эквадорцев с бреющего полета. Но в разговорах с перуанцами эту трактовку озвучивать не стоит, если вы не хотите вызвать у собеседников приступы бурной ярости, переходящей в рукоприкладство.

Дело в том, что в Перу Киньонес считается культовой фигурой и одним из величайших национальных героев. В честь его подвига 23 июля было объявлено Днем ВВС, в стольице в его честь воздвигнут помпезный мемориал, его портреты украшают денежные купюры, в 2007 году Киньонеса из лейтенантов посмертно произвели в генералы, а в 2014 году произошло нечто совсем уж гомеричное. Перуанский парламент постановил официально называть национальное воздушное пространство страны "Небом Киньонеса"!

Однако вернемся в 1940 год. 31 июля перуанцы атаковали приморский город Пуэрто-Боливар. При этом одновременно с наступлением пехоты и танков они выбросили оперативном тылу у эквадорцев парашютный десант, проведя первую подобную акцию в Западном Полушарии. Впрочем, десантников было всего 30 и заметной роли в боях за город они не сыграли, а одного из них, упавшего в море, спасли и взяли в плен эквадорские рыбаки.

В августе и начале сентября перуанские бомбардировщики систематически наносили удары по промышленным, транспортным и инфраструктурным объектам Эквадора. Бомбардировкам подвергались заводы, электростанции, морские порты, железнодорожные узлы и мосты на недавно открытом Панамериканском шоссе. Последний авианалет был произведен 15 сентября на деревни Тенгель и Пага, где перуанцы разбомбили ряд построек, включая церковь, и убили 10 мирных жителей.

Общего количества жертв перуанских бомбардировок мне найти не удалось, однако, судя по их интенсивности, погибших и раненых наверняка было немало. Потери перуанской армии и ВВС в ходе войны составляли 107 убитых (из них 10 офицеров) и порядка 500 раненых. Эквадорские боевые потери в разных источниках очень сильно "гуляют" - от 400 до 1000 убитых и раненых.

На заставке слева - карта, на которой обозначен спорный район (кстати, его площадь намного превышает площадь Великобритании вместе с Северной Ирландией) и послевоенные границы, а справа - церемония подписания "Протокола Рио".




Перуанские самолеты из авиасоединения "Групаменто Норте", сформированного для войны с Эквадором.


Истребитель-бомбардировщик Норт Америкен NA-50. В Перу эти самолеты называли "Торито". На одной из таких машин погиб легендарный Киньонес.


Бравые пилоты "Торито".


Перуанские летчики бомбардировочной и военно-транспортной авиации на фоне "Капрони" Са-111.


Во время войны с Эквадором самолеты перуанских ВВС были окрашены в серебристый цвет, либо имели такой же цвет натурального дюраля, за исключением капотов радиальных моторов и черных антибликовых полос. На рисунке сверху вниз: гидроплан Кертисс "Фолкон", NA-50, Фэйри "Фокс" и "Капрони" Са-310.


Перуанские десантники садятся в самолеты Са-111. Эти машины использовались перуанцами не только в качестве транспортно-десантных, но и как дальние бомбардировщики.


"Каноническое" перуанское изображение подвига лейтенанта Киньонеса.


Мемориал Киньонеса в центре перуанской столицы.


В 1994 году перуансский парламент принял постановление, что отныне и во веки веков банкноту номиналом в 10 новых солей будет украшать портрет Киньонеса. В моей коллекции есть такая бумажка. 


Источник: Перуанский Гастелло
Автор:
Теги: идеология пропаганда ВВС авиация Латинская Америка история 1940 август активный акция

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства