Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Обломанный коготь



Ровно 45 лет назад, 24 апреля 1980 года, состоялась одна из самых неудачных операций американского спецназа за всю его историю. Попытка освобождения американских заложников, захваченных в Тегеране исламскими радикалами, которых открыто поддерживало "революционное" правительство Ирана, закончилась полным провалом.

Эта история началась 4 ноября 1979 года, когда толпа исламистов захватила американское посольство и всех, кто в нем находились, требуя выдать им бывшего шаха Ирана, получившего политическое убежище в США, принести Ирану официальные извинения за "вмешательство в его внутренние дела", а также — передать новым иранским властям все денежные средства шаха и членов его семьи, хранившиеся на счетах в американских банках. Разумеется, президент США Джимми Картер ответил отказом, одновременно дав секретное указание начать готовить спасательную операцию.

Составленный в Пентагоне план, получивший кодовое наименование "Орлиный коготь", выглядел авантюрой на грани безумия, но ничего лучше американцы придумать не смогли. План состоял в том, что 93 спецназовца из группы "Дельта" и 13 рейнджеров должны были прилететь на транспортных вертолетах "Си Стэллион" с авианосца "Нимитц" на заброшенный аэродром в иранской пустыне. Там им предстояло дозаправиться от четырехмоторных самолетов-топливозаправщиков ЕС-130 "Геркулес" и перелететь на другую площадку, расположенную в 80 километрах от Тегерана.

Далее спецназовцы доезжали до города на иранских грузовиках и автобусах, которые должны были предоставить в их распоряжение заранее заброшенные в страну агенты ЦРУ. В центре Тегерана они захватывали посольство, перебив охранявших его "стражей исламской революции".

Затем освобожденных заложников надо было на тех же грузовиках и автобусах доставить на городской стадион Амджади, где приземлялись вертолеты и отвозили их на военную авиабазу Манзария, которую тоже предстояло захватить. Там садился тяжелый транспортник С-141, забирал заложников и спецназовцев и отвозил их в Египет.

Тем временем вторая группа спецназовцев для отвлечения внимания атаковала министерство иностранных дел Ирана, а третья — захватывала и отключала центральную электростанцию. Потом они эвакуировались из города на вертолетах и улетали из Манзарии на другом С-141.

На мой взгляд, этот план выглядит как полный бред, тем более что для его выполнения было выделено всего-навсего 106 военнослужащих, не считая экипажей вертолетов и транспортных самолетов, а в Тегеране и на авиабазе Манзария находились десятки тысяч хорошо вооруженных солдат, полицейских и фанатичных "гвардейцев революции".

Такую же оценку плану дал тогдашний госсекретарь США Сайрус Вэнс, который наотрез отказался его визировать и подал в отставку. Но военные, поддержанные президентом, почему-то верили в успех, очевидно, надеясь на эффект внезапности и вызванную им панику. Однако чуда не произошло.

С первых же минут американцев преследовали неудачи. Одному из "Си Стэллионов" почти сразу пришлось совершить вынужденную посадку из-за поломки. Вертолет был брошен, а его экипаж приняла на борт другая машина. Когда группа достигла первой намеченной площадки в пустыне, оказалось, что над ней бушует песчаная буря.

Вертолетам и транспортникам кое-как удалось приземлиться, но тут американцев ожидал новый сюрприз: по проходившему рядом шоссе, о котором разведка сообщала, что оно давно заброшено и не используется, ехал бензовоз. Чтобы не допустить утечки информации, спецназовцы решили его расстрелять, но от пуль бензин вспыхнул, образовав гигантский костер с клубами черного дыма, видными за десятки километров.

К тому же, одному из двух водителей, сидевших в кабине, удалось скрыться. Следовало ожидать, что он, добравшись до ближайшего населенного пункта, поднимет тревогу и никакой внезапности уже не будет. Тем не менее, американцы решили продолжить операцию и, дождавшись ослабления бури, приступили к дозаправке вертолетов. Чтобы хватило длины шлангов, винтокрылым машинам приходилось подлетать почти вплотную к топливозаправщикам и садиться рядом с ними.

Одному из пилотов это не удалось. Не расчитав посадочную траекторию, он врезался в "Геркулес", отчего обе машины мгновенно охватило пламя, а их экипажи сгорели заживо. Это стало последней каплей, после которой командир "Дельта Форс" полковник Чарльз Беквит приказал немедленно эвакуироваться, приняв единственное разумное решение с момента начала планирования операции "Орлиный коготь". Однако для Беквита оно означало конец карьеры. Вскоре 42-летнего полковника уволили в отставку, несмотря на прежние заслуги.


Бросив пять вертолетов с пустыми баками и тела восьми погибших летчиков, спецназовцы на двух уцелевших топливозаправщиках спешно улетели в Египет. Таким образом, операция закончилась эпическим крахом еще первом этапе, до попытки прорваться в Тегеран. Очевидно, что для американцев это было даже хорошо, так как позволило избежать гораздо более крупной катастрофы и обойтись относительно малой кровью.

Но в политико-пропагандистском плане "Орлиный коготь" нанес колоссальный удар по престижу США и лично президента Картера. Фотографии брошенной и сгоревшей американской авиатехники, нередко сопровождаемые язвительными комментариями, обошли все мировые СМИ. Несомненно, это стало одной из главных причин, по котрым Картер через несколько месяцев лишился своего поста, а в Белом доме поселился Рональд Рейган.

А история с заложниками продолжалась до 20 января следующего года, когда иранцы согласились их отпустить в обмен на огромный выкуп в восемь миллиардов долларов. Бывший шах к тому времени уже умер, поэтому требование о его выдаче отпало само собой.


Сотрудники и охранники американского посольства в Тегеране, захваченные в заложники "стражами исламской революции".


Вертолеты "Си Стэллион", которым предстояло участвовать в операции "Орлиный коготь" на палубе авианосца "Нимиц" в Персидском заливе.
Далее — иранские фото с последствиями этой операции.

83456054_2574631932605858_4551234305835170823_n.jpg




Источник: Обломанный коготь
Автор:
Теги: маразм авиация персия Катастрофы история США ВВС спецслужбы

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Экономлю на маникюре, ведь делаю его сама! Мало кто верит, что я не хожу в салоны…
Экономлю на маникюре, ведь делаю его сама! Мало кто верит, что я не хожу в салоны…
7
Интересный мир 10:50 01 май 2017
Жуткие растения планеты Земля
Жуткие растения планеты Земля
0
Интересности 10:53 18 июл 2016
10 прекрасно сохранившихся останков вымерших животных, которые удивили учёных
10 прекрасно сохранившихся останков вымерших животных, которые удивили учёных
0
Интересный мир 07:41 15 авг 2016
23 вида молотка, о которых вы должны знать
23 вида молотка, о которых вы должны знать
0
Интересный мир 23:00 17 май 2016
Останки вымерших животных, которые прекрасно сохранились
Останки вымерших животных, которые прекрасно сохранились
0
Интересности 13:01 15 авг 2016
Самые жуткие стоматологические инструменты в истории
Самые жуткие стоматологические инструменты в истории
0
Человек познаёт мир 22:30 14 сен 2022
26 марта: Никифоров день.
26 марта: Никифоров день.
0
Интересный мир 18:50 24 мар 2023
Ученые нашли нового хищного динозавра
Ученые нашли нового хищного динозавра
0
Сад огород дача и все самое интересное 01:35 16 апр 2016
Американские морпехи: самый крутой спецназ мира
Американские морпехи: самый крутой спецназ мира
0
Интересный мир 04:40 13 фев 2017
Почему волосы становятся ломкими, и чем это отличается от выпадения
Почему волосы становятся ломкими, и чем это отличается от выпадения
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:00 26 ноя 2021
Самые опасные спецоперации в истории
Самые опасные спецоперации в истории
0
Интересный мир 10:35 04 окт 2016
История инквизиции в картинках для наглядности.
История инквизиции в картинках для наглядности.
1
Настоящая история 12:02 11 сен 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства