Последний бюст мастера — размышление о собственной жизни и смерти, и выражение надежды на лучший мир.
28 ноября 1680 года Джанлоренцо Бернини умер от инсульта в 81 г.
И мир оплакал одного из своих самых искусных скульпторов и драматических художественных провидцев.
Однако, ум, породивший эмоционально насыщенные скульптуры Давида, Аполлона и Дафны, был проницателен.
Джованни Баттиста Гаулли, Джанлоренцо Бернини, ок. 1675
Бернини, конечно, старел и трудность вонзить долото в камень становилась для него болезненным напоминанием о смерти.
О ней он думал, это понятно даже сегодня, через века. Потому что есть его «Спаситель мира».
Бернини, Salvator Mundi (Бюст Спасителя), 1679 г.
Его Христос одновременно отвергает зловещий мир греха и дает благодать человечеству, а как же иначе избежать ада?
Без благодати Бога?
Этот Христос богословски сложен, двойственен.
Он и человек, что читается сразу, и Бог.
Образ человека красив, одухотворен, образ бога – суров и возвышен.
Якоб Фердинанд Воет, королева Швеции Кристина, ок. 1670-1675 гг.
Бернини решил подарить бюст королеве Швеции Кристине, своей покровительнице и другу на протяжении последних двадцати пяти лет.
Кристина с юных лет была очарована католическим учением несмотря на то, что выросла в стойко лютеранской стране.
У нее было утонченное понимание искусства.
Перенеся симптомы нервного срыва из-за стресса, вызванного ее ролью королевы, она отреклась от престола и покинула Швецию в 1654 году.
В 1655 году она прибыла в Рим на карете конструкции Бернини.
Впечатленная его мастерством, она попросила о встрече с художником и между ними завязалась дружба на всю жизнь.
На протяжении многих лет Бернини изготовил несколько предметов для комнат Кристины в Риме, в том числе необычайно сложное золотое зеркало.
Он завещал ей своего Спасителя в 1680, незадолго до смерти. После смерти Кристины в 1689 году он перешел к папе Иннокентию XI.
Есть предварительный набросок, но бюст, как и все остальное, что Бернини сделал для Кристины, сегодня не найден.
Но есть два кандидата: один в базилике Сан-Себастьяно-фуори-ле-мура в Риме, другой в Художественном музее Крайслера в Норфолке, штат Вирджиния.
Джанлоренцо Бернини, Автопортрет, ок. 1623
Кристина прониклась красотой и смыслом произведения – его обнадеживающей силой и состраданием Христа. Она поместила его в своей спальне.
Можно представить, как она время от времени бросала взгляд на «Спасителя мира», вспоминая Бернини.
Комментарии (0)