«Пан мертв!» Пан и его ассоциация с энвайронментализмом
Бог Пан в греческой мифологии - Повелитель дикой природы. Но когда империи начали расти, дикая природа пострадала, как и жизненная сущность Пана.
Известно это стало сразу: I в н э корабль, направлявшийся в Италию, услышал крик: «Великий бог Пан мертв»!
Кто кричал - неизвестно, но сообщение было передано. Гибель Пана и его симбиотические отношения с природой вызывали интерес даже в древнем мире.
Является ли нынешний кризис, связанный с утратой природы, проблемой современности?
Или такая проблема всегда была?
И что же случилось с великим Паном, владыкой Аркадии?
Пан правил дикой природой. Его имя происходит от старого аркадского слова «деревенский», но в более позднем древнегреческом обществе его имя стало ассоциироваться с афинским словом «παν», означающим «все».
Он родился с копытами, лохматыми ногами, пушистым хвостом и рогами - в каком-то смысле он был наполовину козлом, (ну, почти что Фрэнк).
Одним из главных амурных подвигов Пана можно считать соблазнение неприступной богини луны Селены. Чтобы Селена не узнала его, Пан натянул на спину белую овечью шкуру, подкрался и уволок ее с небес в ближайшую дубраву, где, собственно, и сделал свое, с точки зрения древних греков, не такое уж и грязное дело.
Римляне звали Пана не только Луперком, но также, безусловно, Фавном.
Пан был воспитан нимфами, и принят в божественный пантеон всеми богами.
Как боги были рады приветствовать Пана, они были в восторге от самой природы - у богов природа была домом.
Аркадия, «страна многих источников», дом бога Пана и самое популярное место поклонения ему.
Происхождение Пана неясно; обычно он сын Гермеса, хотя иногда в некоторых мифах он сын Зевса или Диониса.
Его мать, говорят, нимфа Дриопа.
Здесь Пан принимал участие в танцах с нимфами. Его часто изображают странствующим по долинам, горам и полянам.
В греческой мифологии его сущность как бога дикой природы наполняла его окружение жизнью и жизненной силой.
В мифологии эпохи Возрождения Аркадия иногда приравнивается к потерянному Эдему.
Через эти образы люди, жившие в период Возрождения, тосковали по ушедшему времени, и они использовали Аркадию как символ более мирного, пасторального времени.
Объявление о смерти Пана было услышано в Римской империи, во время правления второго императора Тиберия. Плутарх записывает эту историю в De Defectu Oraculorum :
«[Корабль] плыл по течению, пока его не отнесли к островам Пакси; когда сразу же послышался голос ... зовущий некоего Тамуса, и это было так громко, что вся компания изумлялась; … Голос сказал ему вслух: «Когда вы прибудете в Палодес, позаботьтесь, чтобы стало известно, что великий бог Пан мертв». ... этот голос очень удивил всех, кто его слышал, и вызвал много споров, следует ли этому голосу подчиняться или пренебрегать им ...»
После этого моряки не были уверены, верить ли крику или нет. Имя Пан, или Фавн, как его называли римляне, тогда уже было забыто.
Даже Тиберий, великий эллинофил, забыл имя и личность бога Пана.
В результате Пан и «дикие» почти исчезли из памяти человечества. Но, к счастью, не совсем - да это и невозможно.
Пан, Поэзия и Пастораль.
Это популярная тема в искусстве, что природа может предложить нечто, выходящее за рамки человеческого опыта.
На протяжении веков художники возвращались к природе как к теме, основанной на самоанализе, ностальгии, благоразумии и умиротворении.
18-19 веках Пан стал важной фигурой в романтическом движении Западной Европы, а также в неоязыческом движении 20-го века.
Циклическое изображение человечества и природы Томасом Коулом отстаивает идею о том, что присутствие Пана, или «дикой природы», будет продолжать приобретать известность и уменьшаться снова и снова; начиная с изначального богатства природы (бдительное сознание Пана), до падения в подавление за счет развития человечества (сон / смерть Пана), а затем возвращение природы после упадка цивилизации (пробуждение / возрождение Пана).
И так будет
снова и снова.
Сегодня Пан необходим больше, чем всегда! Пан, проснись! Ты ведь только спишь?
Вильям Бугро
Нимфы и сатир. 1873
Чистый буржуазный реализм (который, из-за отсутствия лучшего названия, ставший академизмом)
Комментарии (0)