
Ровно 75 лет назад, 26 февраля 1950 года, в широкий советский прокат вышел фильм "Кубанские казаки". Вряд ли найдется хоть один человек моего поколения, родившийся в СССР, который ни разу не видел эту колхозную оперетту, ставшую апофеозом и высшим достижением кинопропаганды "счастливой колхозной жизни".
Говорят, что сам товарищ Сталин, посмотрев фильм, задумчиво произнес: "Аказывается, нэ так уж плохо у нас апстаят дэла в сэльском хазяйстве". Сложно сказать, что это было — то ли едкий сарказм, то ли "вождь народов" на старости лет окончательно сбрендил утратил чувство реальности и поверил в собственные сказки.
В хрущевские времена "Казаков" много критиковали за явную фальшь, украшательство и "лакировку". Действительно, фильм, буквально брызжущий изобилием (в понимании тогдашнего советского руководства), был снят всего через полтора года после того как в СССР закончился последний массовый голод с сотнями тысяч смертей от дистрофии и людоедством. Однако я бы не стал предъявлять авторам картины эту претензию, поскольку их фильм был восторженно принят зрителями и пользовался огромной популярностью.
И это не удивительно, а закономерно. Людям, ведущим полунищее, а зачастую и полуголодное существование, хотелось увидеть яркую и счастливую жизнь, хотя бы, на киноэкране. А также — помечтать о том, что и они когда-нибудь будут жить не хуже, чем развеселые киношные казаки из колхоза "Заветы Ильича".
Между тем, если вглядеться в фильм повнимательнее и с учетом времени, когда он был снят, то начинаешь замечать, что показанное в нем изобилие — вовсе не изобильно, а совсем наоборот. Если кто не помнит, сюжет картины разворачивается на фоне крупной межколхозной ярмарки, куда жители нескольких сел и деревень съехались за покупками и немудреными развлечениями, вроде качелей, каруселей, разливного пива, цирка-шапито с дрессированными медведями и концерта художественной самодеятельности.
И чем их встречает эта широкая ярмарка? Овощи-фрукты, глиняные миски, горшки, кувшины, жестяные кастрюли, тазы, лейки, ведра, конские сбруи, хомуты, плетеные корзины, чайники, чашки, тарелки, какие-то книжки, простая и однообразная одежда и обувь, отрезы тканей, развесные конфеты.
И как высший шик — часы-будильники, патефоны с грампластинками, кое-какие музыкальные инструменты и велосипеды, причем все — одной модели и одной-единственной черной расцветки. На этих велосипедах оператор несколько раз акцентирует внимание как на некоем символе. Вот, собственно, и весь "парадиз".
Правда, голос за кадром, как бы, из репродуктора объявляет, что на ярмарке можно купить чудо из чудес — новейший автомобиль "Москвич" с гарантией аж на шесть месяцев! Но почему-то это чудо нам так и не показали. Кстати, народ съезжается на ярмарку в телегах, в кузовах грузовиков или чапает пешком. Никаких автобусов или маршруток нет и в помине, не говоря уж о легковых автомашинах или, хотя бы, мотоциклах.
Даже главная героиня — председательша самого передового и процветающего колхоза, которую играет Марина Ладынина, ездит на примитивной двухколесной безрессорной бричке — бедарке. А у председателя другого, чуть менее передового колхоза в исполнении Сергея Лукьянова нету даже брички, поэтому он объезжает свои бескрайние просторы верхом на лошадке!
В начале фильма между ними происходит любопытный диалог:
Лукьянов (с интересом) — Слух идет, богатеете, говорят, на электрическое освещение перешли?
Ладынина (с гордостью) — Не только освещение, всё хозяство на электричество переводим!
Лукьянов (ошеломленно) — Вот это да! Посмотреть бы не мешало.
Ладынина (жеманно) — Что ж, приезжайте, смотрите, к нам многие ездят!
Итак, что же мы видим?! Действие фильма происходит в 1949 году. Лучший и самый богатый в районе колхоз (причем — не где-то в глухих таежных ебенях, а на плодородной и цветущей Кубани) только что провел электричество, а у председателя соседнего колхоза эта "роскошь" вызывает удивление и скрытую зависть. И это, повторюсь, 1949 год, то есть, прошло почти 30 лет с начала реалиации плана ГОЭЛРО. Как говорится, без комментариев.
На этом фоне становится понятно, почему на ярмарке не продается никаких электроприборов и вообще ничего, связанного с электричеством, даже "лампочек Ильича". Также проясняется полное отсутствие мяса, рыбы, молочных и иных скоропортящихся продуктов. Где их хранить в жару, если нет холодильников? Впрочем, в одной из сцен откуда-то возникает мороженое. Возможно, его привезли в контейнере со льдом.
В общем, вывод ясен. Даже нарочито-показушное процветание "Кубанских казаков" может казаться таковым лишь на фоне удивительно бедной и отсталой, по меркам середины ХХ века, сельской жизни. А напоследок — кадр из фильма, на котором счастливые колхозники наглядно демонстрируют успехи передовой советской стоматологии.

Комментарии (0)