Ровно 85 лет назад, 21 июня 1940 года, на вооружении 12-го кокутая (смешанной авиагруппы) военно-морской авиации империи Ямато поступили первые серийные экземпляры истребителя А6М2 "тип ноль" — легендарного "Зеро" — лучшего японского истребителя и одного из лучших в мире палубных самолетов Второй Мировой войны.
Согласно уже устоявшемуся в японской авиации обычаю, он получил свое "нулевое" обозначение по последней цифре года принятия на вооружение в традиционном японском летоисчислении. 1940-му году Анно Домини в этом древнем календаре соответствовал 2600-й.
Истребитель, спроектированный 37-летним авиаконструктором Дзиро Хорикоси, имел исключительно малый вес. Благодаря этому он обладал уникальным сочетанием высочайшей маневренности, легкости управления, мощного вооружения и большой дальности полета, необходимой для действий над гигантской акваторией Тихого океана. Впрочем, как известно, за всё надо платить, и за вышеописанные достоинства Хорикоси заплатил отсутствием брони, протекторов на топливных баках и прочих средств обеспечения живучести в воздушном бою.
На первом и втором прототипах "Зеро", носивших обозначение А6М1 и облетанных в 1939 году, стояли двигатели Мицубиси "Зуйсей" мощностью 780 л.с., оснащенные двухлопастными винтами. Но уже на третью машину с обозначением А6М2, взлетевшую в январе 1940-го, поставили 940-сильный двигатель Накадзима "Сакае" с трехлопастным пропеллером. И получился шедевр. Все летные характеристики резко выросли, а самолет немедленно запустили в серию.
Боевой дебют "Зеро", впоследствии ставшего неофициальным символом японских императорских ВВС, состоялся над Китаем в сентябре 1940 года. В своем первом бою 13 "Зеро" под командованием капитана Сабуро Синдо атаковали 27 китайских истребителей И-15бис и И-153 "Чайка", недавно полученных из СССР. Китайцы осуществляли воздушное прикрытие своей тогдашней столицы — Чунцина, охраняя его от японских бомбардировщиков. Но вместо медлительных и неповоротливых бомберов им впервые встретился куда более серьезный противник.
Китайские летчики никак не ожидали его там увидеть, поскольку у тех японских истребетелей, с которми им раньше приходилось иметь дело, запасов топлива не хватало для полета до Чунцина и обратно. Китайцы не могли себе представить, что у новой японской машины боевой радиус действия достигает 1000 километров.
Согласно докладам японских пилотов, итог боя получился ошеломляющим: сбиты все 27 советско-китайских истребителей, а сами японцы не потеряли ни одного самолета. В частности, старший сержант Тосиро Ямасита заявил о пяти воздушных победах, сержант Ёсиро Оки — о четырех, а младший сержант Тораити Токасука — о трех.
Впрочем, на самом деле японцы вольно или невольно слегка завысили свои достижения. Сбито было "всего-навсего" 13 китайцев, а еще 11 совершили вынужденные посадки, но впоследствии их самолеты были списаны как не подлежащие восстановлению. Трем "Чайкам" удалось спастись. Однако потерь у японцев действительно не было.
Через несколько дней те же "Зеро" провели штурмовку авиабазы в Куньмине. Китайцы своевременно заметили нападавших и к моменту их появления над летным полем успели поднять в воздух 15 истребителей: советских И-16 и американских Кертисс "Хок". Но за несколько минут все эти машины, изрешеченные снарядами и пулями, рухнули прямо на летное поле! Еще четыре истребителя, не успевших взлететь, японцы расстреляли на земле и снова ушли без потерь.
Узнав от китайцев о появлении у японцев какого-то нового непобедимого суперистребителя, ни советские, ни американские военные советники, разумеется, им не поверили, списав разгромы китайских летчиков на их трусость, криворукость и бестолковость. Действительно, им очень сложно было поверить в то, что "отсталые азиатские полудикари" сумели самостоятельно создать нечто, обладающее решающимм превосходством над произведениями американского и советского авиапрома.
Но уже через год американцам на собственном горьком опыте пришлось убедиться, что китайцы не соврали. "Зеро" реально оказался исключительно грозным противником. Многие американские, а также — английские, австралийские, новозеландские и голландские пилоты погибли в жестоких схватках с этими машинами. Все-таки, замеательно, что в 1941-м Япония напала на США, а не на нас.
На заставке — "Зеро" в бою с китайскими истребителями И-15бис, которые не имели никаких шансов против японской новинки.
Сборка на заводе фирмы "Мицубиси" А6М1 — первого прототипа будущего "Зеро".
Окраска А6М1 на завершающем этапе летных испытаний. Обратите внимание на характерный для этой машины двухлопастный винт, а также — на небольшой дополнительный киль под фюзеляжем, от которого впоследствии откзались.
Полноразмерный макет прототипа "Зеро" в японском авиамузее.
Дзиро Хорикоси в качестве рисованного персонажа посвященного ему мультфильма "Ветер крепчает". Справа — он же среди коллег, участников разработки "Зеро".
Сверху-вниз: "Зеро" из 12-го кокутая, воевавшего осенью 1940 года в Китае; американский истребитель Кертисс "Хок" и советский И-16 китайских ВВС.
Комментарии (0)