125 лет и даже больше балет «Щелкунчик» поражает воображение зрителей – детей и взрослых, дарит им радость и чувство праздничного волшебства.
И все это время балетмейстеры искали новые подходы к музыке Петра Чайковского, а сказка Эрнста Гофмана раз за разом получает новые оригинальные воплощения. Но таких поворотов, а главное, поворотов на идеологической основе не было никогда.
Помните недавнюю печальную историю «Щелкунчика» в Берлине?
Как сняли спектакль с показа? Так вот, возмущение блэкфейсингом, изображением китайцев продолжает свое шествие.
Только не все театры готовы отказаться от волшебного рождественского спектакля. Он, заколдованный принц, предназначенныый разгрызать орехи, сам оказался Крепким Орешком.
Вот как в Шотландии показали его без «расистских сцен».
Руководство труппы изменило хореографию и костюмы, которые сочли неприемлемыми.
В первую очередь из китайского и арабского танцев постановщики убрали «карикатурные элементы» и избавились от конических шляп и пуантов.
Театр пригласил китайского хореографа Анни Ау, чтобы она помогла создать более аутентичный фан-танец.
Волшебника Дроссельмейера в постановке теперь будут попеременно играть женщина и мужчина.
Кстати, во времена гениев наших, создавших спектакль, Петра Ильича Чайковского и Мариуса Петипа китайские дамы так и ходили мелккими шажками, и не могли иначе – ноги им бинтовали, уродуя, с 5-ти лет.
Не было никогда такого, и вдруг опять?
Однако на самом деле такое уже было:
Артисты оперы и балета уже несколько лет сталкиваются с обвинениями в расизме в связи с использованием сценического грима.
В 2019 году разгорелся скандал вокруг «Баядерки» в Большом театре. Чернокожая американская прима Мисти Коупленд опубликовала фото юных российских балерин из кордебалета с черным гримом.
Балерины были вынуждены закрыть свои страницы в Instagram из-за агрессивных высказываний в их адрес.
Руководство театра отметило, что «Баядерка» была показана в существующей редакции тысячи раз.
Есть и другие, в принципе такие же печальные истории, но речь сегодня все-таки о Щелкунчике. Очень хочется верить, что балет выживет и будет продолжать нас радовать. Он пережил рекордное количество постановок и переживет еще. Надеюсь, что это вирусное распространение (как эпидемия), «культуры отмены» скоро закончится, не успев стереть все лучшее – наработанное в прошедшие века.
Комментарии (0)