Ровно 80 лет назад, 6 декабря 1944 года, впервые поднялся в воздух Хейнкель Не-162 "Фольксъягер" ("Народный истребитель") — последний боевой самолет, спроектированный, построенный и принятый на вооружение в третьем рейхе. Через четыре дня, во время первой публичной демонстрации, он потерпел катастрофу. В полете на максимальной скорости у самолета оторвался элерон, а потом разрушилось крыло. Фюзеляж врезался в землю и взорвался, пилот погиб.
Тем не менее, в том же месяце, после экстренного усиления конструкции крыла машина была запущена в массовое производство сразу на четырех авиазаводах, а узлы и детали для нее поставляли более 700 субподрядчиков.
Не-162 разрабатывался по заданию на предельно простой и дешевый перехватчик, пригодный к выпуску в огромных количествах и к применению слабоподготовленными летчиками. Прежде всего, он предназначался для 16-17-летних выпускников ускоренных курсов подростковых аэроклубов "Гитлеюгенда". Возможно, поэтому, он имел еще одно неофициальное прозвище "Шпац" — "Воробей". С его помощью немцы надеялись противодействовать воздушным бомбардировкам союзников и хоть как-то компенсировать подавляющее численное превосходство англо-американской авиации.
К июню 1945 года они планировали довести ежемесячный выпуск "воробьев" до 3000 экземпляров! Правда, непонятно, где они собирались брать для них горючее, которое уже в 1944 году было в остром дефиците. А также - летчиков даже с минимальной подготовкой, поскольку обучать их такими темпами было в принципе нереально. Особенно - с учетом все той же нехватки топлива. Но об этом никто не думал. Диктаторские режимы в критических ситуациях нередко принимают явно абсурдные решения в тщетной надежде на чудо.
Не-162 создавался в адской спешке, благодаря чему этот необычный самолет с двигателем "на спине" был разработан и построен в фантастически короткий срок. От выдачи задания на проектирование до первого полета прототипа прошло ровно 90 дней, а до выпуска первых серийных экземпляров — 120. Это абсолютный рекорд в истории мировой авиации для самолета, который разрабатывался "с нуля", а не на базе уже существующей машины. В соответствии с заказом он получился очень технологичным. К примеру, на сборку крыла бригада из 12 рабочих затрачивала всего 8 минут. Таким образом, за 10-часовую смену она могла сколотить 75 комплектов крыльев!
При этом машина обладала неплохими летными данными, в частности, максимальная скорость на форсаже достигала 905 км/ч, что было даже выше техзадания. Однако одно из главных требований — сделать самолет устойчивым и простым в пилотировании — оказалось невыполненным. Испытания показали, что машина — весьма нестабильна, требует постоянного внимания и высокого мастерства, которое достигается только длительной летной практикой.
Ни о каких мальчиках из аэроклубов не могло быть и речи. Даже летчики с более-менее нормальной подготовкой и опытом боев на поршневых истребителях гробились на Не-162 с завидным постоянством. До конца апреля 1945 года в истребительную эскадру JG1, которую первой перевооружили на "Фольксъягеры", поступило 120 реактивных "Хейнкелей". В ходе переподготовки летного состава всего за три недели 10 из них разбились в катастрофах.
До реального боевого применения дело так и не дошло. Ни одного перехвата бомбардировщиков "воробьи" не совершили, Зафиксирован всего один воздушный бой на этой машине, состоявшийся 4 мая 1945 года, когда лейтенант Рудольф Шмитт сбил британский истребитель "Тайфун".
Зато после войны англичане и американцы обнаружили на германских авиабазах более 150 "Фольксъягеров", а на авиазаводах — еще 800 недостроенных машин в различной степени готовности. Как минимум, два "народных истребителя" в исправном состоянии попали в СССР и проходили испытания в ЛИИ ВВС, но особого интереса не вызвали. Разве что, в качестве технических курьезов.
Первый прототип Не-162. Самолет не окрашен, поэтому хорошо видно, какие элементы обшивки изготовлены из дюраля, а какие - из древесины.
Компоновочная схема Не-162.
Фюзеляжи Не-162 в цехе подземного авиазавода "Миттельверк" в Нордхаузене.
Американцы осматривают трофейный "Фольксъягер".
Еще одна трофейная машина.
Не-162 с эмблемой истребительной эскадры JG1.
Комментарии (0)