Ровно 90 лет назад, 12 октября 1931 года поднялся в небо первый в мире самолет с каркасом из нержавеющей стали, спроектированный инженером А.И.Путиловым из НИИ ГВФ. Это подкосный высокоплан, перевозивший четырех пассажиров и получивший название "Сталь-2", выпускался серийно и эксплуатировался на местных авиалиниях. Всего было построено 111 таких машин. А в 1933 году началось производство более крупного восьмиместного самолета "Сталь-3", который был растиражирован в 79 экземплярах и также достаточно широко использовался "Аэрофлотом" до войны.
Главным достоинством этих мини-лайнеров считалась их долговечность, поскольку каркас не ржавел как сделанный из обычной стали и не гнил как деревянный. А дешевую полотняную обшивку было легко сменить, обычно эту процедуру проводили каждые 2-3 года. Однако через несколько лет эксплуатации выяснилось, что стальные самолеты получились вовсе не вечными.
Хотя детали каркаса, выполненные из спецстали "Энерж", действительно не корродировали, но зато вполне себе ржавели соединяющие эти детали сварные швы. А ослабление из-за коррозии стыковых соединений делало использование самолетов небезопасным. Поэтому в начале 1940-х годов "Сталь-2" и "Сталь-3" были списаны и в дальнейшем к постройке самолетов из нержавейки более не возвращались.
Кстати, надо заметить, что нержавеющая сталь - довольно новое изобретение. Только в 1913 году английский металлург Гарри Брирли сделал важное открытие, установив, что сталь, содержащая более 12% хрома, не подвержена коррозии. Сейчас кухонная посуда, сантехника, столовые приборы и многие другие изделия из нержавейки стали настолько обыденными, что кажется, будто они существовали с незапамятных времен. Однако совсем недавно, еще в начале прошлого века, люди не знали нержавеющих железнвх сплавов.
На заставке - "Сталь-2" Полярной авиации.
"Сталь-2" на зимних лыжах.
Первый прототип самолета "Сталь-3"
"Сталь-3" в аэропорту.
"Сталь-3" выруливает на старт.
"Сталь-3" с двигателями М-22 и М-17. Рисунки В. Егорова.
Комментарии (0)