В легендах поселилась жуть, мы знаем много страшных мифов, и там, в самых древних источниках, из глубины веков появляются монстры-девы. Почему такое удивительное количество этих существ закодировано как женщины?
Прагматичные исследователи полагают, что все говорит о мужском страхе перед разрушительным потенциалом женщин. Страшные девы известны со времен Древней Греции. Ламия, Медуза (позже расскажу и о них) …
А сегодня – вот этот древнейший мотив — женщина на берегу, предсказывающая смерть тому, кто окажется рядом, или сама несущая смерть.
С ним хорошо смонтировался мотив более поздний - стирка, привлечение к ней человека и удушение его бельём.
Представьте, как страшно суровому мужу, вынужденному идти в сгущающихся сумерках вдоль берега)))).
Ведь там, где днём слышался смех крестьянок, полощущих бельё, рассаживаются зловещие белые (или зелёные) фигуры с перепончатыми лапами.
Если случайный путник чересчур долго глядит на этих тварей или заводит с ними беседу, они хватают его, душат или затаскивают в воду.
Иногда прачки стараются вовлечь подглядывающего в свой круг и, выжимая с его помощью белье, ломают ему руки, или наказывают тех, кто отказывается помочь.
И так, и так конец - не избежать наказания, ужас!!!
На первый взгляд белье — главный атрибут ночных чудовищ.
Славянские русалки, тоже снабженные птичьими лапами, расстилают возле источников холсты и полотна или моют их в ключевой воде.
Белые морские жены и никсы германцев, и белые панночки чехов моют сорочки, развешивают в лесу ткани.
Белая женщина, известная многим народам вестница смерти, занимается стиркой белья так же, как ирландская банши, стук валька которой, доносящийся с реки, совпадает по смыслу с ее жутким криком.
Банши может придушить бельем какого-нибудь зеваку или болтуна. Жуткие прачки также баварские ведьмы, литовские лаумы, славянские вештицы.
Соглядатайством, кстати, объясняют и феномен русалок.
Из кустов добрый молодец наблюдал за купающимися девицами, а те, понятно, выражали недовольство.
Есть в такой версии своя поэзия, вот только настоящая русалка — это не обнаженная купальщица с соблазнительными формами, а склизкое пугало, норовящее усесться на ветку, нависающую над водой, и ухнуть оттуда на молодецкую головушку.
Давным-давно прачки полоскали в воде не простыню, а вещь, непосредственно связующую их со смертью: выпачканную в крови одежду и окровавленные внутренности.
В саге «Разрушение дома Да Хока» женщина по имени Бадб, стоящая на одной ноге и прикрывающая один глаз (знак принадлежности к обоим мирам), моет в реке сбрую короля Кормака, и вода окрашивается кровью и сукровицей.
Встреча с Бадб предвещает гибель короля.
Далекие от политики бретонцы тем не менее знали об ирландских прачках.
В их фольклоре они не только предвещают чью-либо смерть (прачки могут стирать саван), но и сами исполняют пророчество.
Им близка шотландская бан-нихе (буквально «женщина мытья») или маленькая прачка у реки, стирающая в безлюдных местах окровавленную одежду того, кому суждено вскоре умереть.
Она небольшого роста, в зеленом платье, с красными перепончатыми ногами.
Заметивший прачку неизбежно будет задушен ею при помощи куска мокрой ткани.
Ей хватит сил, чтобы исхлестать мокрым бельем человека и парализовать его конечности.
Так ведут себя существа, пребывающие на границе между жизнью и смертью.
А шотландская прачка умерла при родах, не исполнив свою главную работу — стирать детские пеленки.
Она выполняет ее после смерти.
Таким образом, перед ней поставлена тяжелейшая задача — попробуй-ка задушить подгузником взрослого мужчину!
Вот такие беды падут на головы мужчин, осмелившихся на вуайеризм. Ну, если не в реальности их можно наказать, то хотя бы в сказке.
Мечта о мести зрела давно, вызывая опасения и страхи древних мужей.
Комментарии (0)