Если вы думали, что в Древнем Египте был только большой пантеон богов, лишенных эмоций скульптур фараонов, взгляните на этот короткий эпизод египетской истории.
Там люди выглядят как инопланетяне, а у солнечных лучей есть руки. Все египетское искусство периода Амарны, от Аменофиса III до Тутанхамона, странно. Удлиненные черепа, как у таинственных марсиан, реализм и даже натурализм.
Дочь Аменофиса IV или Эхнатона, 1351-1334 гг. до н.э.,
Вот маленькая история фараона Эхнатона, 10-го правителя 18-й династии, и его знаменитые изображения вылепные древними скульпторами Египта.
За 17 лет правления фараона Аменхотепа IV (около 1352–1336 гг. До н.э.) политические, социальные и религиозные порядки в Египте претерпели полную и радикальную метаморфозу.
Аменхотеп IV перенес столицу из Фив в Амарну и установил новый культ Атона (буквально солнечный диск, аспект божественного существа Ра) как единственного бога, изменив религию с политеизма на монотеизм.
Он взял новое имя - Эхнатон, что означает «угодный Атону» - и сделал себя сыном Атона и первосвященником, что было почти синонимом бога.
Время шло. В семье Мена, главы царских скульпторов, (автора колоссов Аменхотепа) подрос мальчик по имени Бак. Он освоил мастерство и при новом режиме начал лепить во такие действительно чудесные вещи.
Эхнатон, 18-я династия, храм Атона, Амарна,
Основным предметом искусства стал Атон и королевская семья. Впервые в истории фараон был изображен в домашней обстановке, играющим со своими детьми или выражающим свою любовь.
Эхнатон, который хотел отличаться от других фараонов, забыл об условности идеализированного изображения королевской семьи и обратился к натурализму - амарнский стиль. Удлиненные головы, толстые губы и глаза с тяжелыми веками были главными характеристиками нового стиля. Солнечные лучи, заканчивающиеся в руках, - символы Атона, благословляющего счастливую королевскую семью.
Эхнатон и Нефертити
Но все эти новшества, увы, не прижились, и после смерти удивительного Эхнатона его сын Тутанхамон восстановил политеизм и перенес столицу обратно в Фивы.
Все вернулось к старому порядку. Рано было вводить монотеизм. Да и не тот он был …
Также впервые в истории Древнего Египта женщины были равны мужчинам, потому что Атон и Эхнатон назывались отцом и матерью всех. Эхнатон был единственным символом как женщин, так и мужчин. Поэтому его обычно изображали с грудью и женскими бедрами, чтобы символизировать жизнь и плодородие.
Покажу автопортрет новатора Бака с супругой Тахерет:
Видите, еë ладошку у него на плече?
Современные египтологи гадают, что за болезнь раздула чрево гениального Бака.
Наверно, все проще – Бак был настоящим амбассадором бодипозитива))) и вылепил себя с реалистичным пузом – а почему бы нет, если у Сына Бога Эхнатона тоже отвисший живот!
Таким мы видим сегодня Амарнское искусство или амарнский стиль — стиль, принятый в амарнский период, во время и сразу после правления Эхнатона (1351—1334 до н. э.) в конце XVIII династии Нового царства. Там еще божественный бюст Нефертити, но мы сегодня не о нем))).
Комментарии (0)