Ровно 30 лет назад, 21 декабря 1991 года, на Алма-Атинской конференции глав бывших союзных республик была официально оформлена самоликвидация Советского Союза. А ровно за три года до этого, 21 декабря 1988 года, впервые поднялся в воздух летающий гигант Ан-225 "Мрия" ("Мечта"), до сих пор остающийся самым крупным и самым тяжелым самолетом в мире. Такое вот символичное совпадение.
"Мрия" стала последним выдающимся достижением советского авиапрома, которое в условиях нараставшего системного кризиса прошло почти незамеченным. У большинства людей были уже совсем другие мрии - жить без очередей, продуктовых талонов, колбасных электричек, постоянной гонки за дефицитом, а заодно и без осточертевшей власти КПСС.
Переломным стал следующий, 1989 год, когда в одночасье рухнули коммунистические режимы в Восточной Европе, а в СССР начались массовые акции оппозиции, однако, в декабре 1988-го приближение не только конца года, но и конца эпохи ощущалось довольно явственно. Уже тогда популярная группа "Наутилус-Помпилиус" пела "страна умирает как древний ящер с новым вирусом в клетках" и это пророчество звучало из всех магнитофонов.
Я впервые увидел в небе "Мрию" в начале сентября 1993 года на международном авиасалоне МАКС-93 в Жуковском. Зрелище было просто потрясающее, а еще мне запало в память, что во время ее демонстрационного полета из динамиков, расставленных на летном поле, звучал тогдашний мегахит Happy Nation группы Ace of Base. Эта мелодия прекрасно сочеталась с образом почти бесшумно парящего в небе белоснежного колосса (музыка заглушала отдаленный шум двигателей), вызывая чувство, близкое к эйфории.
Однако это сочетание можно назвать антисимволом, поскольку даже столь грандиозные успехи в авиастроении и в целом ряде других отраслей не принесли счастья советскому народу и не спасли красную империю от развала.
На заставке - Алма-Атинская конференция, поставившая финальную точку в истории СССР.
Комментарии (0)