Ровно 165 лет назад, 26 марта 1857 года, в Москве открылась инструментальная мастерская, основанная принявшими российское подданство выходцами из Ганновера братьями Эдуардом и Фридрихом Бромлей. Поначалу она делала пилы, серпы, топоры, косы и прочий нехитрый инвентарь, а трудилось в ней всего 10 рабочих. Потом производство расширялось, ассротимент продукции увеличивался и усложнялся, а численность персонала росла.
В 1870 году это был уже завод, состоящий из двух больших двухэтажных корпусов у Калужской заставы, освоивший выпуск паровых машин. Затем к нему добавились сборочный и кузнечно-штамповочный цеха, а на территории нынешнего парка имени Горького открылся судостроительный филиал. К 1896 году на предприятии "Общество механических заводов братьев Бромлей", работало уже более 1300 человек и действовало профтехучилище. Имелась электростанция и водопровод.
В конце XIX века завод выпускал широкий ассортимент паровых и газовых двигателей, паровые котлы, водопроводное оборудование, станки, инструменты и выполнял крупный госзаказ на оборудование для Транссибирской магистрали. Во время Первой мировой войны он начал выпуск патронов, станков для расточки орудийных стволов и бензиновых моторов для атомобитей и электрогенераторов.
В 1918 году завод был национализирован, а в 1922 году переименован в "Красный пролетарий". В 1932 году на нем начался массовый выпуск токарных станков ДИП ("Догоним и перегоним"), ставших символом сталинской индустриализации и работавших едва ли не на всех машиностроительных предприятиях СССР. К началу 1940-х годов "Красный пролетарий" стал одним из крупнейших в стране предприятий своей отрасли.
В постсоветский период завод, превратившийся в акционерное общество, постепенно хирел в связи с отсутствием госзаказов и падением спроса на свою продукцию, а в 2010-м он полностью прекратил производство. Но в 2017-м "Красный пролетарий" ожил, возобновив выпуск токарных и токарно-винторезных станков, а также - оснастки и запчастей к ним. Думаю, воскресило его магическое слово "импортозамещение". И сейчас на заводском сайте размещены вакансии токаря, зуборезчика и оператора станков с ЧПУ, так что, детище братьев Бромлей по-прежнему при деле.
На заставке - центральная проходная и административный корпус судостроительного филиала завода "Бромлей" в начале ХХ века.
Общий вид филиала на берегу Москва-реки возле старого Крымского моста.
Группа рабочих и инженеров "Бромлея", сделавших это памятное фото в 1907 году, на 50 летие завода.
Рекламная листовка "Общества механических заводов братьев Бромлей" с фотографией центрального завода и списком покупателей выпущенных этим предприятием промышленных газогенераторных двигателей. Справа - советская почтовая марка, посвященнная 100-летию предприятия.
Станок ДИП, точнее, его германский прообраз VDF E2, с которого он был скопирован. Это был первый в России токарный станок с индивидуальным электроприводом и механической коробкой скоростей вращения шпинделя.
В послевоенный период самым масовым изделием "Красного пролетария" стал универсальный токарный станок 16К20. Ежемесячно завод выпускал до 1000 таких станков, часть из которых шла на экспорт.
Современная продукция ОАО "Красный пролетарий" - токарный станок с ЧПУ 16А20ФЗ.
Комментарии (0)