
Ровно 60 лет назад, 20 мая 1965 года, впервые взлетел разработанный канадским филиалом английской фирмы "Де Хэвилленд" 20-местный турбовинтовой пассажирский самолет DHC-6 "Твин Оттер" (Twin Otter — буквально "двойная выдра"), предназначенный для региональных авиалиний малой протяженности. Важной особеннностью этой машины была небольшая взлетно-посадочная дистанция, позволявшая использовать его с коротких ВПП длиной менее 500 метров без твердого покрытия.
Впрочем, многим "Твин Оттерам" даже такие полосы не требовались, потому что они выпускались в поплавковом варианте и могли летать с воды. Также существовали варианты, оснащенные снежными лыжами, либо — колесами с пневматиками низкого давленния и увеличенного диаметра для работы с мягкого болотистого или песчаного грунта.
В общем, очень универсальный самолетик получился. Благодаря своей вездеходности, а также — относительно невысокой цене он пользовался спросом во многих странах, несмотря на то, что крейсерская скорость мини-лайнера совсем не велика, всего лишь 278 км/ч, а его салон не отличался комфортом. Вопреки современной "моде", на борту нет даже туалета, а кресла — узкие и без подлокотников. Но при небольшой протяженности авиалиний, которые обслуживают "воздушные маршрутки", а соответственно — при относительно малом времени полета, это не вызывает претензий.
DHC-6 выпускался более 20 лет, с 1965-го по 1988-й, его закупали многие десятки авиакомпаний из 50 стран. К концу 80-х считалось, что самолет морально устаре! И в 2007 году производство "Твин Оттеров" было возобновлено канадской авиастроительной фирмой "Викинг Эйр", купившей лицензию у "Де Хэвилланда".
В 2010 году возрожденные авиалайнеры вновь начали поступать заказчикам. Выпуск продолжается до сих пор. По состоянию на 2019 год (более свежих данных я не нашел) было построено и продано 994 "Твин Оттера", из них 150 сделали "Викинги" с 2008 года. Одним словом, "выдра" оказалась на редкость живучим зверем и едва ли не лучшим произведением канадского авиапрома.
Прототип "Тван оттера" еще без окраски в испытательном полете.
Компонтвочная схема "Твин оттера".
Пилотская кабина с оригинальным раздвоенным штурвалом на общец колонке.
Пассажирский салон, простенький и тесноватый.
Самолет голландской авиакомпании "Винайр", совершающей полеты между островами Карибского моря и владеющей восемью такими машинами.
"Летающая маршрутка" панамской авиакомпании "Ислас Секас".
Машина еще одной "тропической" авиакомпании "Интер Кариббеан", базирующейся на островах Теркс и Кайкос.
"Твин оттер" в варианте гидроплана региональной авиакомпании "Вест-Кост Аир", обслуживающей тихоокеанское побережье Канады.
Еще одна поплавковая машина другой канадской авиакомпании "Эйр Тинди".
Более продвинутая модификация на амфибийном шасси.
"Твин оттер" на лыжах в Антарктиде.
Экспериментальный "Твин оттер" с двигалелями, работающими на водороде.
Самолет на больших колесах с пневматиками низкого давления для работы с мягкого грунта.
А вот и наша "выдра" — "Твин оттер" самой восточной российской авиакомпании "Чукотавиа" на таких же "дутиках".
Комментарии (0)