Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Людмиле Савельевой 80-лет: как сложилась судьба лучшей Наташи Ростовой


24 января исполнилось 80 лет знаменитой актрисе, народной артистке РСФСР Людмиле Савельевой, которая стала известна во всем мире как лучшая исполнительница роли Наташи Ростовой из «Войны и мира». Эта работа принесла ей славу и признание. Однако в дальнейшей кинокарьере не было огромного списка ролей. Так почему одна из самых популярных и красивых советских актрис так мало снималась в кино и так рано пропала с экранов...


Людмила Савельева родилась в блокадном Ленинграде в январе 1942 года, и выросла не на манной каше, а на столярном клее. Мама показала ее, завернутую в пеленки и одеяла, двум соседкам – оперным певицам. Те от слабости уже почти не вставали с постелей. Одна из них подарила новорожденной девочке гранатовое сердечко и сказала, что она обязательно станет актрисой, когда вырастет.

"нам удалось выжить, потому что перед уходом на фронт папа поставил буржуйку и у нас была большая плита на кухне"...По рассказам мамы Людмила знает, как их вывезли по дороге жизни, и им повезло, что их машина не попала под бомбежку и не утонула.

С 10 лет ее мечтой стал балет. В 1962 году после окончания окончания Ленинградского академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой Людмила была зачислена в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (сейчас Мариинский театр). Ей пророчили блестящую балетную карьеру. Она была принята в труппу Кировского театра, на сцене которого успела принять участие в постановках «Жизель» и «Спящая красавица».

Она и дальше могла бы продолжать карьеру в Мариинке и наверняка добилась бы больших успехов, если бы ее не заметила помощница режиссера Сергея Бондарчука, начавшего снимать свою легендарную киноэпопею «Война и мир».

И Людмила сделала свой выбор в пользу кино. На роль Наташи Ростовой  пробовались такие признанные кинокрасавицы, как Валентина Малявина, Людмила Гурченко, Лариса Голубкина, Людмила Марченко и Наталья Кустинская. Но Людмила Савельева всех их обошла за счет своей юной грации, хрупкости, живости характера, непосредственности и подлинной, не наигранной невинности.

"...а ведь ничего общего у меня с Наташей Ростовой не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не черные, как у героини романа, а синие... но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей"

Эта роль принесла Савельевой не только всесоюзную, но и мировую популярность. После триумфа в СССР фильм прошел по экранам 117 стран мира и в 1968 г. получил высшую награду Американской киноакадемии – «Оскар», в номинации «Лучший иностранный фильм». Режиссер на вручении премии отсутствовал – он был занят на съемках другого фильма, и «Оскар» получила Людмила Савельева. Позже она вспоминала: «Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда».

Так дебютантка в один момент стала звездой мирового масштаба. Имя Наташа стало модным не только в СССР, но и за рубежом, в Европе и Америке. А Людмилу Савельеву долгие годы называли во всем мире олицетворением советского кинематографа и эталоном красоты. С премьерой фильма она объездила много стран, выступая перед зрителями и участвуя в телепередачах. Савельева рассказывала: «Меня всюду узнавали и называли Наташей. Я объехала с картиной весь мир – нас всюду принимали необыкновенно доброжелательно, восторженно. Все говорили, что эта картина – событие в кинематографическом мире». Но у этой славы была и обратная сторона.

На родине Людмила Михайловна была тоже отмечена – на Московском кинофестивале ее наградили за лучший актерский дебют. После Наташи Ростовой актрисе начали поступать предложения от других режиссеров, но многие из них она отвергала, не желая становиться заложницей одного образа – наивной барышни девятнадцатого века.

Зарубежные продюсеры и режиссеры были уверены: Савельева – настоящая звезда, ее нужно снимать не только в СССР. Итальянский режиссер Витторио де Сика в один из приездов в Москву выступил на телевидении, заявив, что он специально приехал в СССР, чтобы пригласить на съемки Людмилу Савельеву. И она действительно снялась в его фильме «Подсолнухи», где ее партнерами по съемочной площадке стали Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

Она сыграла также в фильме "Бег"

В семьдесят третьем году Савельева снялась в приключенческой ленте «Всадник без головы»,

а спустя четыре года – в историческом фильме «Юлия Вревская». В творческой биографии актрисы около четырнадцати ролей в кино, и такой относительно небольшой список объясняется тем, что Савельева крайне избирательно относилась к приглашениям сняться в той или роли. За всю свою творческую биографию она ни разу не предстала в образе отрицательной героини.

Свою последнюю на сегодня роль в кино она сыграла в 2009 году, и это была роль дежурного врача Ирины Сергеевны в фильме "Дочки-матери"

Со своим будущим мужем актером Александром Збруевым Людмила Савельева встретилась в свои 18 лет, когда снималась в роли Наташи Ростовой. Збруев снимался в соседнем павильоне. Он увидел ее, когда она только что закончила сниматься в сцене первого бала Наташи Ростовой и вышла в коридор в бальном платье, в гриме.

И Александр Збруев тут же позабыл обо всех своих переживаниях, связанных с недавним разводом с Валентиной Малявиной. Хрупкая красавица с широко распахнутыми голубыми глазами мгновенно покорила сердце молодого актёра.

Они поженились в 1966 году, и через год после свадьбы у них родилась дочь Наталья. Девочка росла талантливой и подавала большие надежды, успела сняться в фильме Михаила Казакова «Если верить Лопотухину». Но позже пережила личную трагедию, которая самым негативным образом сказалась на её здоровье.

Жизнь подвергла её испытанию ещё раз, теперь уже на прочность. Людмила Михайловна и Александр Викторович сумели преодолеть все трудности и сохранить семью.

В 2017 году Людмила Савельева и Александр Збруев отметили золотую свадьбу и супруг относится к Людмиле Михайловне с восхищением и любовью.

Сейчас Людмила Савельева почти не появляется в обществе, большую часть времени проводя дома.

Она не любит рассказывать о себе и пускать журналистов в свой дом, объясняя это так: «Когда актер работает над хорошим материалом, тогда он действительно счастлив. И если он чего-то добился, то пусть это останется легендой. Нельзя совершенно обнажать актеров, у актера должна быть тайна. А у нас сейчас пошла такая мода: снимают актрис и особенно актеров, мужчин, на кухне, где они стоят за плитой и что-то там чистят, варят, готовят. Лично у меня это совершенно не совмещается с образом тех героев, которых они создавали."


Источник: Людмиле Савельевой 80-лет: как сложилась судьба лучшей Наташи Ростовой
Автор:
Теги: ссср кино Год лет Наташа ростов судьба

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства