Людмила Иванова...у неё не было в кино главных ролей. Зато была настоящей королевой эпизода. И один из самых ярких её образов-Шурочка из месткома. Позже она рассказывала: "...когда я была председателем месткома, то всегда звонила со словами: «Здравствуйте, это Шурочка!» Много-много лет работала, и Шурочка мне помогала. Я устраивала детей в сады, помогала с квартирами. Вот вы мне можете объяснить — почему ее так любят? Вроде бы сначала Рязанов сделал ее отрицательным персонажем, и как будто глуповатая она... Но она любила людей. И все для них делала. Иногда, правда, по пословице «заставь дурака Богу молиться...» Ну, что ж...
Родилась Людмила Иванова в Москве, 22 июня 1933 года, в семье столичных интеллигентов. Девочка отличалась неистощимым оптимизмом, пытливостью ума и хорошим воспитанием. "...Мой папа Иван Иванов работал в Арктическом институте в Ленинграде. Зимовал на Шпицбергене, на Земле Франца Иосифа, на Новой Земле. Есть даже остров Ивана Иванова. Маленький — 60 метров в длину. Еще в студенческие годы он участвовал в спасательной экспедиции на ледоколе «Красин», научным секретарем. И вообще был необычным человеком. Все у него было пронизано севером, Арктикой, героизмом..."
Когда ей исполнилось 8 лет,началась война. Они шли с мамой покупать конфеты к её дню рождения. И в это время объявили о войне. Люда и не поняла, что случилось, почему все расходятся с погасшими, печальными лицами. Посмотрела на огорченную маму: «Пойдем скорее покупать конфеты!» А мама обреченно ответила: «Да какие теперь конфеты? Война началась...»
кадр из фильма "Добровольцы"
В годы Великой Отечественной войны семья на время перебралась в Челябинскую область – в город Миасс, где мать трудилась пекарем, а отец работал на разработке месторождений.
Людмила Иванова часто ходила в театр, и после школы, которую она окончила с золотой медалью, решила поступать в театральный институт. Но с первого раза поступить не удалось. На следующий год будущая актриса выбрала для экзаменов комедийный репертуар и поступила в Школу-студию МХАТ, которую она окончила в 1955 году.
Время учебы оказалось очень непростым для Людмилы Ивановны, когда она училась на первом курсе, в возрасте 48 лет умер отец, а потом бабушка. Мама от этого удара слегла и год лежала в больнице.
После окончания школы-студии Людмила Иванова служила в театре Натальи Сац. А в 1957 году актрису взяли на работу в недавно организованный театр «Современник». И с тех пор навсегда осталась в нем. Она любила своих соратников по театру и очень тепло о них отзывалась...
Из интервью "АиФ" с Людмилой Ивановой:
О Галине Волчек:
"...Мы были очень большими подругами. Но очень давно. Вообще-то она очень нежно ко мне относилась. Она заставляла меня одеваться модно. Так она просто заставляла идти в магазин: «Беги в комиссионку, я тебе уже все выбрала». Тогда ведь сложно было с одеждой. А она умудрялась где-то что-то находить. И просто требовала купить: «Тебе это обязательно надо!» Однажды в Риге мы потратили все мои отпускные — мне так жалко было. А она просто настояла, чтобы я купила пальто, костюм, туфли. Все было грамотно подобрано. Последний раз, помню, пристыдила меня: «Мила, у тебя юбка есть?» — «Конечно, я же в юбке». — «Мила, это не юбка!». Сама она всегда красиво одевалась."
"...А вот от «Служебного романа» чуть было не отказалась. Еще никто не знал, что за роль получится, составили договор и назначили мне самый маленький гонорар. Шурочка ведь не главный персонаж. Я никогда ни о чем не просила. А тут сама себе удивилась — пошла к Рязанову. Ну, что такое — 13 рублей за съемочный день. Знакомы мы с режиссером не были, тем не менее он пообещал поговорить с директором, и мне назначили не 13, а 16 рублей. Помню, Эльдар Александрович сказал: «Понимаешь, я ведь должен Немоляевой дать, Басилашвили — у него вообще ремонт...». Вот это меня очень обидело! Пришла домой, жалуюсь мужу: «Ну, совсем меня не ценят, просто ноги об меня вытирают». А он, ну надо же: молчи, говорит, и даже не вздумай возникать. Эта роль принесет тебе очень много. Умный у меня был муж. Прав оказался."
О муже и о личной жизни:
"...Полвека мы прожили с мужем (Валерий Миляев — физик, бард) душа в душу. Вырастили двух сыновей, внучка и внук уже взрослые... И, вы знаете, скажу вам честно, не встречала я мужчины умнее и лучше, чем мой муж. Он был не только очень умный, но и терпеливый. Говорил: «Ты эмоциональна, я рационален».
Хотя был у меня и неудачный студенческий брак (с Леонидом Эрманом, впоследствии — директором театра «Современник»). Мы были очень разными. Я любила плавать — он боялся воды. Я обожала танцевать — он на дух этого не переносил. Я бегала на лыжах — он терпеть не мог. И при этом мы до сих пор дружны..."
"...Знаете, какое главное правило хорошей семейной жизни? Мужика надо кормить. Пока не накормишь, ни о чем серьезно говорить нельзя. Утром — обязательно горячее. У меня всегда был суп, борщ или щи. Я никогда не ссорилась с ним, очень берегла и старалась понять. Он помогал мне — писал песни. А я вникала в его физику. Он же был экспериментатором, создал прибор для лечения туберкулеза. Внедрить, правда, не получилось - никто не дал деньги, так и стоял прибор в институте туберкулеза... Словом, мы все делали вместе. Отдыхали, строили дома. Первую избушку, помню, приобрели за 120 рублей, которые бабушка дала нам на свадьбу. Это было в деревне Шишкино под Тарусой. Мы там помогали открывать музей Цветаевых. Муж, когда стал там директором филиала института, решил что-то сделать для города: взял на баланс рабочих, и они восстанавливали дом. А мы с Тамарой Дегтяревой давали концерты."
"Никогда муж не ревновал меня к славе. Ревность — удел глупых. Он гордился мной. А, потом, ведь сам был очень успешным. Доктор наук, знаменитый бард. Мы вместе сочиняли сказки, песни, я исполняла — он аккомпанировал. Его хит «Приходит время, люди головы теряют...» пела вся страна."
Об Анне Герман:
"...У неё не было никакой звездности. Её очень любили в нашей стране. И, по-моему, не очень — на ее родине в Польше. Во всяком случае, на руках там не носили. Я с ней дружила. Каждый год она приезжала в Советский Союз на большие гастроли — зарабатывала на квартиру в Варшаве. Познакомила нас Аня Качалина — замечательный редактор студии грамзаписи «Мелодия». Мы пришли вдвоем с мужем, он аккомпанировал мне на гитаре. Показали, что есть, и Герман сказала: «Я все хочу петь». Сначала исполнила его «За окном пиликает гармошка...», «Приходит время...», потом — мою «Время осеннее... Бьется лист осиный...». Приходила к нам домой, любила моих Сашку и Ваню. Ваня рисовал для нее картины. И ходил с ней по городу — ей было приятно с двухметровым молодым человеком.
Помню, приехала она из Польши — очень плохо чувствует. Звонит: «Милочка, что делать? Никого из врачей не знаю...». Я набираю Садальского. А он когда-то весь переломался на съемках, упав с балкона, и в Склифосовского знал всех. Он тут же устроил ее на консультацию. А у нее уже был рак. И вердикт был суровый: «Или она ложится в больницу, или немедленно едет домой». Она вернулась в Варшаву, начала лечиться нетрадиционными способами. И упустила время. Когда сделали операцию, было уже поздно..."
"...Я не глажу и никогда не гладила белье. Все эти простыни, пододеяльники — глупость! чушь! Разве что пеленки малышам — до года. Но когда мой муж защитил докторскую, он попросил каждый день выдавать ему белую рубашку. За полвека совместной жизни он требовал немного, поэтому я с радостью сказала: «Все для тебя!.. Но гладить не буду». Стирала руками или в машине — без отжима. Мокрую расправляла, вешала на плечики или на сушилку. И экономила таким образом колоссальное количество времени"
"...С кем я только не снималась! Даже книжку хотела написать — чьих жен играла и в кого не была влюблена. Никогда! Ни с кем! Ни одного романа! Хотя партнеры были потрясающие! Леня Харитонов, Андрей Попов, Витя Павлов, Николай Пастухов, Ростислав Плятт... Но я артистов воспринимала только как родственников."
"...Ничего, я привыкла жить на очень небольшие деньги. Главное — любовь к работе. Оплата не так важна. Я умею и помогать, и копить. Но вообще деньги меня мало интересуют. Я никогда не занимала. Жила только на зарплату. Есть только каша — значит, буду есть кашу.
с мужем
Сейчас издаю книги за свой счет. Подруги говорят: «Перестань писать!» А я — представляете, какая идиотическая мысль — хочу, чтобы читали. Мне-то уже ничего не надо. Не покупаю одежду. Здоровье поддерживаю. Остальное не важно."
Старший сын
Очень любила огород. Летом мы жили в Шишкино под Тарусой, а там много грибов. Тоже грех не воспользоваться... Дача — громко сказано. Больше 35 лет это была хижина дяди Тома. Потом уже построили домик поприличнее. Сначала муж занимался, потом младший сын. Говорил: «Мама, наконец я тебе построил теплый туалет, ванную». Все построил, посадил огромный, просто ботанический сад с великолепными хвойными деревьями и магнолиями. И умер...
В 2010 году в возрасте 40 лет не стало ее младшего сына из-за сердечного приступа на Пасху, он умер на глазах у родителей. Это был сильный удар для Людмилы Ивановны, а через год скончался ее супруг.
После этого актриса ушла из кино, оставив себе несколько ролей в постановках «Современника». А здоровье ухудшалось с каждым годом. Людмила Ивановна Иванова скончалась 6 октября 2016 года в возрасте 83 лет. Ее похоронили на Пятницком кладбище Москвы рядом с мужем и сыном.
Комментарии (0)