Кощей (Кащей) Бессмертный — один из самых узнаваемых антагонистов русских народных сказок. Образ злодея, хранящего свою смерть на «конце иглы», вдохновлял режиссеров и актеров на создание самых разных интерпретаций этого персонажа. В советском кинематографе Кощей появлялся в самых неожиданных обликах — от классического скелета до комичного неудачника и даже современного богатея. Вот самые запоминающиеся Кощеи Бессмертные советского кино.
Георгий Милляр: главный Кощей советской сказки
Невозможно говорить о Кощее в кино и не начать с Георгия Милляра — человека, которого по праву считают главным злодеем советских киносказок. Сотрудничество с режиссером Александром Роу принесло актеру целую галерею темных персонажей, включая Бабу Ягу и, конечно, Кощея Бессмертного.
Впервые Милляр получил предложение сыграть Кощея в 1944 году в сказке «Кащей Бессмертный». После болезни он выглядел довольно истощенным и бледным, благодаря чему почти не нуждался в гриме. В красном плаще он смотрелся по-настоящему зловеще — настолько, что даже съемочная лошадь испугалась его облика и встала на дыбы. Известно, что актер черпал вдохновение из изображений чертей в церквях и всадника с картины Васнецова «Воины Апокалипсиса».
Николай Боярский: Кощей с юмором
Николай Боярский, дядя известного Михаила Боярского, тоже внес свой вклад в киносказочную традицию. Его Кощей из фильма режиссеров Игоря Усова и Геннадия Казанского «Новогодние приключения Маши и Вити» — это не просто злой персонаж, а скорее классический злодей-неудачник из детской сказки.
Боярский придал своему Кощею не только зловещие, но и откровенно комические черты. Он постоянно попадает в нелепые ситуации, его планы по захвату и злодействам терпят крах из-за детской смекалки и храбрости. Особенно запоминается его песня, которая рисует образ самодовольного, но в итоге нелепого и проигравшего злодея. Кощей в исполнении Николая Боярского стал одним из самых ярких и любимых образов фильма у юной аудитории.
Александр Филиппенко: самый страшный Кощей
В фильме Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…», снятом по книге Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке», Александр Филиппенко создал, пожалуй, самого жуткого и зловещего Кощея Бессмертного. Многие отмечают, что типаж актера идеально подошел для этой роли, и ему даже не потребовалось особого грима. И, кстати, игра Филиппенко в этой роли часто сравнивается с мастерством Григория Милляра, во всяком случае его образ запомнился зрителям надолго, особенно — детям.
Олег Табаков: оригинальный и стильный Кощей
В еще одной киносказке Михаила Юзовского «После дождичка в четверг» Кощея Бессмертного сыграл Олег Табаков, представив зрителям уникальную интерпретацию классического персонажа. Его Кощей не был скелетообразным монстром, а скорее — элегантным денди, увлеченным эффектной одеждой. Такой отход от классики не остался незамеченным: фильм получил приз на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате «За оригинальную и современную интерпретацию русской народной сказки».
Игорь Ясулович: научно-фантастический Кощей
Кощей Бессмертный появляется и в научной фантастике. В фильме Павла Арсенова «Лиловый шар», снятом по одноименной повести Кира Булычева, есть отсылки к предыдущей работе режиссера «Гостья из будущего», где Игорь Ясулович играл сотрудника КосмоЗоо Электрона Ивановича. В «Лиловом шаре» он, по сути, является одним из перевоплощений или проекций Весельчака У, который может принимать разные облики. Здесь актер сыграл Кощея, преследующего Алису Селезневу. Это не просто сказочный персонаж, а символ угрозы будущему человечества, ведь он охотится за устройством, способным превратить людей в ненавидящих друг друга существ. Похоже, что-то все-таки пошло не так…
Виктор Сергачев: возвращение классики
В сказке «На златом крыльце сидели» режиссера Бориса Рыцарева зрители снова увидели Кощея Бессмертного в классическом виде — скелетообразный костюм, устрашающий грим, злобные гримасы. Злодей в этой сказке получился очень колоритным и запоминающимся, но при этом с необычной интерпретацией. В отличие от привычного образа абсолютно злого и устрашающего Кощея, Виктор Сергачев представил его как некоего усталого от злодейств старикашку, который «пакостит лишь по мелочам». Он даже поет романсы и жалуется Змею Горынычу, что «устал от злодейств», поскольку в его душе «любовный пламень». Ну он же влюблен в принцессу
Персонаж Сергачева стал воплощением того, как классические злодеи могут быть привлекательными, наследуя традициям Бабы Яги Григория Милляра, в которой, несмотря на все злодейства, всегда было что-то притягательное. Таким образом, Виктор Сергачев придал образу Кощея Бессмертного в фильме уникальную глубину и юмор, сделав его одним из самых ярких и любимых персонажей картины.
Василий Ивченко: последний Кощей советского кино
Актер Василий Ивченко стал последним Кощеем Бессмертным в истории советского кинематографа. Его роль в фильме режиссера Надежды Кошеверовой «Сказка про влюбленного маляра» была своеобразным прощанием с классическим образом персонажа в позднесоветской эпохе.
Кощей в этой картине получился весьма эксцентричным и комичным. Он предстает как некий «интеллигентный» злодей, который ведет себя несколько рассеянно и нелепо. Его образ далек от традиционного страшного и могущественного Кощея: он скорее вызывает улыбку, чем страх. Ивченко придал своему персонажу легкую долю безумия, что сделало его Кощея одним из самых запоминающихся и необычных воплощений этого сказочного героя в советском кинематографе.
Заключение
Образ Кощея Бессмертного прошел долгий путь от пугающего костлявого чудовища до ироничного героя сказок и даже символа современных социальных явлений. Каждый актер внес в эту фигуру что-то свое — страх, иронию, стиль, фантастику. И благодаря этому Кощей остается живым не только в легендах, но и в истории советского кино.
Лучшие Кощеи Бессмертные в советском кино
Комментарии (0)