Знакомьтесь: Блерио-XXIV "Лимузин", он же "Омнибус", он же "Аэробус" - первый в мире пассажирский самолет. Точнее, первый самолет, изначально спроектированный именно как пассажирский. А сегодня исполнилось ровно 110 лет с того дня, когда он впервые поднялся в небо.
Как видно на фото, этот аэроплан имел за сиденьем пилота закрытое пассажирское купе с большими застекленными окнами. В нем стояли два мягких дивана, на которых могли более-менее свободно разместиться четыре человека. Впрочем, однажды создатель "Аэробуса" Луи Блерио ради саморекламы взлетел аж с девятью пассажирами, установив тем самым мировой рекорд и произведя настоящий фурор.
Однако в этом полете был немалый элемент лукавства, поскольку в пассажирскую кабину Блерио посадил мальчиков 12-13 лет, весивших гораздо меньше и занимавших меньше места, чем взрослые. И никто не задал ему вопрос: "А кто тебе, прохиндей, дал право рисковать детьми?!" Впрочем, в те времена подобных вопросов не задавали.
Блерио надеялся что его многоместный аэроплан будет использоваться как воздушный автобус или маршрутное такси, однако, ни одну фирму, занимавшуюся пассажирскими перевозками, эта новинка не заинтересовала. Люди психологически еще не были готовы к воздушному транспорту, а полет на аэроплане воспринимался ими лишь как щекочущий нервы аттракцион, вроде американских горок. Блерио совершил со своим "Аэробусом" демонстрационное турне по Европе и экспонировал его на нескольких авиационных выставках, но ни одного заказа не последовало.
В результате "Аэробус" так и остался в единственном экземпляре. Пару лет на нем катали по воздуху любителей острых ощущений, а потом он обветшал (тогдашние самолеты, вообще, были очень недолговечны) и был отправлен на свалку. А эпоха пассажирской авиации наступила лишь после окончания Первой мировой войны.
Вверху: Французская почтовая открытка с фотографией "Аэробуса" в полете.
Чертеж "Лимузина". К сожалению, он весьма неточен, поскольку на аэроплане стоял не однорядный, а двухрядный 14-цилиндровый ротативный двигатель Gnome
ΩΩ ("Гном Омега-Омега") мощностью 100 л.с. Также искажена форма бензобака, моторной рамы, хвостового костыля и почему-то не показан закабинный обтекатель. В общем, придется мне самому рисовать эту машину, исправляя ошибки, как я это делал уже не раз. "Аэробус" на Берлинском авиасалоне 1912 года.
Комментарии (0)