Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Летучие вагоны



24 июля 1921 года, под Серпуховом потерпел катастрофу экспериментальный аэровагон, сконструированный 25-летним Валерианом Абаковским — одним из тех изобретателей-самоучек, которых угробили их собственные изобретения. Вместе с ним в коммунистическую Валхаллу отправились шестеро делегатов Третьего конгресса Коминтерна во главе с видным деятелем ВКП(б) "товарищем Артемом", он же Ф.А. Сергеев, занимавший посты члена ВЦИК и  главы Всероссийского профсоюза горнорабочих.

Аэровагон представлял собой пассажирскую дрезину с пропеллером и авиационным мотором, сделанную на базе обычного двухосного железнодорожного вагона. Большевики очень гордились этим изобретением и после нескольких испытательных заездов решили покатать на нем иностранных коммунистов. Результат описан в предыдущем абзаце. Помимо "Артема" и Абаковского, погибли двое немцев, американец, англичанин и австралиец. Всех их торжественно похоронили у кремлевской стены. Остальным 13 пассажирам повезло больше — они выжили, хотя и получили различные травмы.

Официальной причиной катастрофы было ужасное состояние железнодорожного полотна, которое не ремонтировали с царских времен. На одном из стыков рельсы разошлись и встали в перекос. Тихоходные и тяжелые паровозы проходили этот разрыв более-менее нормально, но относительно легкий и мчавшийся на скорости 85 км/ч аэровагон высоко подпрыгнул и отправился в воздушное путешествие, правда, — совсем недолгое. Странно, что Абаковский, который лично управлял аэровагоном, разогнал свою "колымагу" до столь критической скорости, поскольку он не мог не знать о тогдашнем состоянии российских железных дорог.

Впрочем, есть и другая версия — неофициальная. Согласно ей, аэровагон врезался в груду камней, кем-то наваленных у него на пути. Передний обзор у вагона был почти нулевой, поэтому неудивительно, что машинист не заметил преграду. Как бы там ни было, а попытка большевиков щегольнуть передовой технической новинкой закончилась весьма плачевно и больше они аэровагонов не строили.

К сказанному можно добавить, что изобретение Абаковского, в сущности, изобретением не являлось, так как первый в мире аэровагон еще в 1919 году построил в Германии инженер Отто Штайниц. Его дрезина с пропеллером успешно прошла испытания, на которых она развила скорость 100 км/ч. Но покупателей на нее не нашлось, поскольку она с такой скоростью не вписывалась в структуру железнодорожных перевозок. К тому же, вместо угля, она кушала дорогой авиабензин, а ее движение сопровождалось диким ревом, отнюдь не услаждавшим слух жителей окрестных домов.

Тем не менее, в 1928 году DVL вернулась к идее аэровангона, построив и испытав экспериментальную двухмоторную и двухвинтовую автомотрису "Пропеллерваген", развившую на испытаниях скорость 175 км/ч. Но дальше экспериментов дело не пошло.

Однако уже в следующем, 1929 году, инженер Франц Крукенберг воспользовался результатами этих экспериметов и спроектировал свой аэровагон, на новом техническом уровне. В следующем году его проект воплотили в металле на заводе "Ханновер-Лейнхаузен". Машина получилась очень обтекаемой и аэродинамичной. За внешнее сходство с дирижаблем она сразу получила прозвище "Шеиненцеппелин" — "рельсовый Цеппелин". Ее приводил в движение 250-сильный мотор BMW-IV с двухлопастным винтом, который позже заменили на гораздо более мощный 600-сильный авиамотор BMW-VI с четырехлопастным апропеллером.

В 1932 году "Шеиненцеппелин" установил мировой рекорд скорости для рельсовых локомотивов — 230 км/ч, который продержался аж до 1954 года. Однако германские железные дороги не были рассчитаны на движение с подобными скоростями, особенно большой риск возникал на поворотах. Проблемы координации движения с менее скоростными составами тоже никуда не делись, а строительство для аэровагонов отдельных линий сочли нецелесообразным, тем более — в условиях охватившего Германию экономического кризиса.

Поэтому "Шеиненцеппелин", как и его предшественик, остался в единственном экземпляре. В дальнейшем Крукенберг переделал его под обычный колесный привод, с которым вагон разгонялся до 180 км/ч. Но и в этом виде он оказался невостребованным.

На заставке — первый в мире аэровагон Отто Штайница.


Аэровагон Абаковского.


Сам Абаковский (в центре, в кожаной куртке) с участниками испытаний его аэровагона и красноармейцами.


Колоризованное фото пассажиров аэровагона и провожающих перед роковым рейсом. Как известно, фотографироваться перед отправлением в путь — плохая примета, но они в приметы не верили, а зря.


Сама знаменитая жертва аэровагона — "товарищ Артем", посвященная ему страница из советского альбома "Памяти погибших вождей" и авангардистский памятник на донбассе, установленный в 1927 году.


"Пропеллерваген" фирмы DVL.


"Рельсовый Цеппелин" Крукенберга.


Он же без алюминиевой обшивки.




"Шеиненцеппелин" возле перрона и его пассажирский салон.


"Шеиненцеппелин" с четырехлопастным винтом.


Ну и вдогонку — еще один курьез эпохи дизельпанка: построенный в 1931 году шотландским изобеателем Джорджем Бенни прототип скоростного монорельсового аэровагона "Рэйлплэйн" ("рельсовый самолет"). Как и все остальные подобные изделия, оставшийся в единственном экземпляре, поскольку Бенни не смог найти финансирования. 

Источник: Летучие вагоны
Автор:
Теги: Транспорт авиация Катастрофы история Германия Россия дизельпанк экзотика

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Первый и последний: почему брать билеты в такие вагоны - не лучшая идея
Первый и последний: почему брать билеты в такие вагоны - не лучшая идея
3
Женский развлекательный и поучительный сайт. 19:08 03 ноя 2022
Россияне высмеяли новые плацкартные вагоны РЖД (16 фото)
Россияне высмеяли новые плацкартные вагоны РЖД (16 фото)
4
Женский каприз 19:02 02 дек 2018
Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина
Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина
1
Интересный мир 04:00 16 авг 2016
Бразильские летучие мыши-вампиры стали нападать на людей
Бразильские летучие мыши-вампиры стали нападать на людей
0
Интересный мир 10:00 17 янв 2017
О чем говорят летучие мыши
О чем говорят летучие мыши
0
Интересный мир 04:25 12 янв 2017
Литерные поезда: кто скрывается в роскошных вагонах
Литерные поезда: кто скрывается в роскошных вагонах
1
Человек познаёт мир 13:40 28 янв 2025
Фотограф 2 года снимал ночную жизнь в Австралии: Аборигены, летучие мыши и автомобильные хулиганы
Фотограф 2 года снимал ночную жизнь в Австралии: Аборигены, летучие мыши и автомобильные хулиганы
1
Человек познаёт мир 09:07 01 фев 2023
Советские «колбасные» вагоны: охота за столичными деликатесами
Советские «колбасные» вагоны: охота за столичными деликатесами
0
Интересности 20:01 15 авг 2016
Как выглядят вагоны метро в разных странах мира
Как выглядят вагоны метро в разных странах мира
1
Жизнь прекрасна 08:15 03 фев 2017
Привычки, усвоив которые вы будете засыпать так быстро и спать так крепко, словно целый день вагоны разгружали
Привычки, усвоив которые вы будете засыпать так быстро и спать так крепко, словно целый день вагоны разгружали
24
Человек познаёт мир 06:52 17 апр 2022
Колоритные фотографии и малоизвестные факты о животных от работника крупнейших в мире зоопарков
Колоритные фотографии и малоизвестные факты о животных от работника крупнейших в мире зоопарков
2
Человек познаёт мир 02:30 09 фев 2024
9 противоречивых фактов о том, каково это быть женщиной в Японии
9 противоречивых фактов о том, каково это быть женщиной в Японии
3
Жизнь прекрасна 09:30 28 июн 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства