
У прочитавших
"Краб" представлял собой дизель-электрическую подводную лодку, спроектированную инженером Михилом Налётовым и способную вести не только артиллерийский и торпедный бой, но и осуществлять скрытное морское минирование. Для этого она несла 60 якорных мин заграждения ПЛ-100 на рельсовых направляющих в двух трубчатых кассетах, расположенных вдоль корпуса, а также — устройства для их последовательного сброса.
В 1916 году "Краб" осуществил две минные постановки у Босфора и одну — возле болгарского порта Варна. На установленных им минах подорвалась турецкая канонерская лодка французской постройки "Иса Рейс" и легкий крейсер "Мидилли" (бывший немецкий "Бреслау"). Правда, оба корабля выдержали удар и были спасены, но "Бреслау", приняв сквозь пробоину 640 тонн воды, встал на длительный ремонт, а "Иса Рейс" и вовсе выбыл из игры до конца войны. Только в 1924 году его починили и вновь ввели в строй в качестве таможенного судна.
К сожалению, известные события 1917 года поставили крест на дальнейшей карьере первого в мире подводного минзага. В 1918-м стоявшую на ремонте в Севастполе субмарину захватили оккупировавшие Крым немцы, а затем она досталась сменившим немцев войскам Антанты. В апреле 1919-го, при бегстве из Крыма под натиском Красной армии, интервенты затопили "Краба", сделав пробоину в корпусе.
В 1934 году его обнаружили, а в 1935-м — подняли, но из-за долгого пребывания в соленой воде ремонт был признан нецелесообразным и подводную лодку разобрали на металл.

Оригинальные схемы отдельных систем "Краба". К сожалению, полные чертежи субмарины не сохранились.

Начало постойки корпуса "Краба" и его центральная часть крупным планом.

"Краб" в 1913 году достраивается на плаву на николаевской судоверфи "Руссуд".
Проверка механизма сброса мин.



Крейсер "Мидилли" и канонерка "Иса Рейс".
Комментарии (0)