Ровно 105 лет назад, 13 июня 1917 года, столица тогда еще великой Британии впервые подверглась массированному авиаудару со стороны ее будущего союзника по НАТО. Утром с территории оккупированной немцами Бельгии взлетели 22 двухмоторных бомбардировщика "Гота" G.IV из 3-й бомбардировочной авиагруппы кайзеовских ВВС (Kagohl.III) и взяли курс на Лондон.
Нескольким экипажам пришлось вернуться из-за неполадок с двигателями, еще несколько сбились с курса и атаковали запасные цели, потому около полудня над Лондоном появились 14 машин. Но и этого оказалось достаточно, чтобы произвести очень серьезный, прежде всего - моральный эффект.
Бомбометание осуществлялось с высоты 3000 метров, на которой самолеты были неуязвимы для зенитных пулеметов. Фугасные бомбы попали в район доков, в железнодорожный вокзал и в жилые кварталы. Хотя боевая нагрузка каждого бомбардировщика была относительно невелика - в среднем чуть больше 300 килограммов, а суммарный вес сброшенных ими бомб составлял всего 4,4 тонны, разрушения и жертвы оказались весьма значительными.
Погибли 164 человека, еще 432 получили ранения. Это были самые крупные потери мирного населения при авианалете за всю Первую мировую войну. Особенно трагичным стало попадание одной из бомб в начальную школу, где в этот момент шел урок. Под завалами рухнувшего здания погибли двое учителей и 18 малолетних детей.
Большое число убитых и раненых отчасти объяснялось тем, что лондонцы психологически еще не были готовы к бомбардировкам. При появлении вражеских самолетов над городом мноие прохожие, несмотря на предупреждения и сигналы воздушной тревоги, толпились на улицах и с любопытством глазели в небо, вместо того чтобы бежать в укрытия.
Английская ПВО при отражении налета проявила полную беспомощность и недееспособность. Оповещение поступило с большим запозданием, поэтому истребители взлетели слишком поздно и не успели набрать высоту для перехвата, а зенитные орудия стреляли неточно и ни в кого не попали. В результате все немецкие бомбардировщики благополучно вернулись на свои аэродромы.
В Германии этот рейд и гибель множества мирных жителей восприняли с ликованием. Хауптманн Эрнст Бранденбург, который спланировал и возглавил операцию, был удостоен высшей награды - ордена Pour le Merite. А англичане принялись спешно усиливать противовоздушную оборону. В следующем крупном налете на Лондон, состоявшемся 7 июля, немцам уже пришлось вступить в бой, в котором два бомбардировщика были сбиты, а еще один получил повреждения. Британцы потеряли два истребителя от огня воздушных стрелков.
Интересно, что в день первой массовой бомбардировки Лондона немцы также нанесли бомбовый удар по Риге, применив для этого уникальный четырехмоторный самолет-гигант DFW R.I, сбросивший на город 680 кг бомб. Неизвестно, было ли это случайным совпадением или же германцы специально синхронизировали авиаудары на восточном и западном фронтах. О разрушениях и жертвах в ходе налета российское военное командование не сообщило.
Бомбардировщик "Гота" G.IV с его воздушным и наземным экипажами.
"Готы" из 3-й бомбардировочной авиагруппы, участвовавшие в налете на Лондон 13 июня 1917 года. Вверху - самолет командира группы Эрнста Бранденбурга.
Последствия налета.
Похороны детей, погибших при попадании немецкой бомбы в школу.
DFW R.I, бомбивший Ригу. Во втором налете на город самолет разбился из-за одновременного отказа двух двигателей.
Второй экземпляр тяжелого бомбардировщика DFW.
Комментарии (0)