
Ровно 90 лет назад, 2 мая 1935 года, впервые поднялся в воздух прототип четырехмоторного дальнего бомбардировщика ДБ-А, спроектированного преподавателем Военно-воздушной академии имени Жуковского Виктором Болховитиновым (отсюда буква "А" в индексе самолета, означающая "Академия").
Безусловно, это было выдающееся достижение советской авиационной промышленности. Самолетов, подобных ДБ-А, не имела на тот момент ни одна страна в мире, а первый прототип американской "Летающей крепости" Boeing Model 229 (будущего В-17) впервые взлетел только через три месяца.
ДБ-А установил четыре мировых рекорда дальности полета с различной полезной нагрузкой, а его тактико-технические характеристики внушали уважение. Он мог поднимать пять тонн бомб и атаковать цели на дистанции более двух тысяч километров от места взлета, а потом — вернуться обратно. Таким образом, под прицелом этой машины, взлетевшей с территории СССР в тогдашних границах, оказывалась почти вся Западная Европа, вплоть до Рима, Парижа и Лондона.
Однако невольно возникает вопрос: а действительно ли был необходим этот огромный, сложный и баснословно дорогой самолет для большой, но бедной страны, по которой совсем недавно прокатился голодомор с миллионами смертей, а подавляющее большинство населения жило в деревенских избах и хатах без электричества или в бараках без удобств?
Конечно, на это можно возразить, что империалистические хищники люто точили зубы на "первое в мире государство свободного труда", завидуя его процветанию, а потому ему была необходима для самозащиты мощная армия и не менее могучий воздушный флот. Однако дальний стратегический бомбардировщик, способный наносить удары в тысячах километров от своих границ, мало похож на средство самозащиты, скорее — наоборот.
К тому же, в середине 1930-х годов СССР уже имел более 600 тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3. Во всех остальных странах, вместе взятых, не было такого количества аналогичных машин, а в абсолютном большинстве — вообще ни одной. И это для обороны? Сдается мне, что нет. СССР активно готовился не к оборонительной, а к наступательной войне "за освобождение трудящихся всего мира от гнета капитала". А если называть вещи своими именами, — за мировое господство.
Однако не вышло, сил хватило только на отражение германской агрессии, причем — с огромными жертвами и активной поддержкой "прогнивших буржуазных режимов". Проект Всемирной Республики Советов так и остался утопией, обошедшейся российскому народу слишком дорого.
Между тем, история ДБ-А оказалась короткой. После исчезновения где-то над Северным Ледовитым океаном экипажа Сигизмунда Леваневского, пытавшегося совершить на этой машине рекордный перелет в США через Северный полюс, репутация самолета была серьезно подорвана. Финальную точку в его биографии поставил еще более продвинутый четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), который приняли на вооружение и запустили в серийное произваодство взамен ТБ-3. А "академических" гигантов построили всего 12 штук и использовали только в качестве транспортников.

Реконструкция окраски самолета Леваневского. По другим данным, фюзеляж и мотогондолы этой машины были синими.

ДБ-А на аэродроме.

Экипаж Леваневского стартует в рекордный перелет, завершившийся трагедией.

ДБ-А на лыжном шасси. В носу установлена башенная турель для пулемета ШКАС.
Комментарии (0)