5 ноября 1965 г., ушел из жизни известный советский актер, заслуженный артист РСФСР Евгений Урбанский. Ему было отведено всего 33 года, но за это время он успел стать одной из самых ярких звезд кино конца 1950-х – начала 1960-х гг. Его внезапный, нелепый, преждевременный уход не только стал трагедией для его близких, коллег и поклонников, но и повлиял на все дальнейшее развитие отечественного кинематографа, заставив режиссеров пересмотреть свои взгляды на съемочный процесс и ввести новые запреты для актеров…
О том, что однажды его имя узнает вся страна, в юности не мог мечтать ни он сам, ни его близкие. Евгений Урбанский появился на свет в 1932 г. в семье видного партийного работника, а спустя 5 лет его отца арестовали и отправили в лагерь под Воркутой. Мать Евгения как жену врага народа вместе с детьми выслали в Алма-Ату. После войны отца определили рабочим на шахту в городе Инта в республике Коми, и семья переехала к нему. Там Евгений окончил школу. В те годы он увлекался спортом, занимался акробатикой, а помимо этого, очень любил литературу. Он знал наизусть десятки стихотворений В. Маяковского и выступал с их декламацией на различных праздниках
Ему предрекали блестящее спортивное будущее, но после окончания школы Урбанский поступил в Московский дорожный институт, а затем оттуда перевелся в горный. Но больше всего его увлекали занятия в художественной самодеятельности. Только тогда он понял, что хочет связать свою судьбу с актерской профессией. В 1952 г. Евгений Урбанский поступил в Школу-студию МХАТ. Его однокурсник Олег Табаков говорил, что «он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый»
Евгений Урбанский в фильме *Коммунист*, 1957
Еще во время учебы Урбанский начал сниматься в кино, причем первой главной роли добился самостоятельно: узнав о том, что режиссер Юлий Райзман приступил к съемкам фильма «Коммунист», Евгений отправился к нему и предложил свою кандидатуру на главную роль. Режиссер решил рискнуть и утвердил на роль Василия Губанова никому не известного студента. Первые съемки показались ему настоящим мучением – ему казалось, что у него ничего не получается, он был скован и терялся перед своими партнерами на площадке. Урбанский был уверен в том, что половину эпизодов с его участием придется переснимать, но результат удивил всех: после премьеры фильма в 1958 г. на дебютанта обрушилась всесоюзная слава. Эту картину в СССР посмотрело 22,3 млн зрителей, а на Международном кинофестивале в Венеции она получила почетный диплом
Евгений Урбанский в фильме *Баллада о солдате*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru
На съемках он познакомился с актером Евгением Шутовым, и тот предложил ему после окончания Школы-студии МХАТ устроиться к ним в Театр им. К. Станиславского. В день премьеры «Коммуниста» Урбанский играл свой первый спектакль на театральной сцене. После этого его актерская карьера пошла на взлет. Кинорежиссеры засыпали его новыми предложениями, но он не спешил соглашаться и набирался опыта в театре, где у него было до 25 спектаклей в месяц
Кадр из фильма *Баллада о солдате*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru
Только через 2 года вышли новые фильмы с участием Урбанского – «Баллада о солдате» и «Неотправленное письмо». А затем его начали приглашать на главные роли практически каждый год. В начале 1960-х гг. он превратился в одного из самых колоритных, популярных и успешных советских актеров. Его театральная судьба складывалась не менее успешно: за 8 лет, проведенных в Театре им. К. Станиславского, он сыграл 14 ролей и стал одним из ведущих актеров. Уже в 30 лет Урбанский был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР
Кадр из фильма *Чистое небо*, 1961
Его коллега, актер Михаил Ульянов, о нем говорил: «Он был актером резким, могучим, с настоящим сильным темпераментом и очень выразительной, прямо скульптурной внешностью». Урбанский выглядел, как настоящий богатырь, и на съемках брался за выполнение самых сложных трюков. Казалось, с его спортивным прошлым это было несложно, но дело было не только в физической подготовке. Если он чего-то не умел, учился прямо во время съемок и справлялся самостоятельно
Евгений Урбанский в фильме *Чистое небо*
Евгений Урбанский в фильме *Испытательный срок*, 1960 | Фото: kino-teatr.ru
На съемках фильма «Большая руда», где Урбанский сыграл главную роль, солдата-шофера Виктора Пронякина, ему предстояло сесть за руль самосвала. По технике безопасности, это должен был сделать профессиональный водитель, но актер настоял на том, чтобы это доверили ему. Водитель-дублер Иван Сушков помог ему освоить навыки вождения, и уже после нескольких таких занятий Убранский лихо управлялся с машиной. Но в финальной сцене ему все же пришлось уступить место дублеру для выполнения опасного трюка – по сюжету, машина должна была опрокинуться с высоты. Герой Урбанского в финале погибал. К сожалению, эта роль оказалась для актера пророческой
Кадр из фильма *Пять земли*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru
Через год ему предложили еще одну главную роль в фильме «Директор», сценаристом которого выступил известный писатель Юрий Нагибин. В основу сюжета легла история о создании в СССР нового автомобильного завода и об испытательном автопробеге по пескам среднеазиатских пустынь. Директор завода Зворыкин, образ которого предстояло воплотить Урбанскому, лично участвует в рейде. В одной из сцен его машина должна была на полном ходу перелететь через бархан
Евгений Урбанский в фильме *Большая руда*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru
Среди песков соорудили специальный трамплин, замаскировав его под бархан. Выполнить пробный трюк должен был профессиональный спортсмен Юрий Марков, который позже рассказывал: «Наиболее сложный кадр в этой сцене – прыжок машины с одного из барханов. Опасного в этом не было ничего, но мы все же предложили, чтобы снимался дублер. Женя подошел к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел нормально. Но второй режиссер, который вел в этот день съемку, предложил сделать еще один дубль… Машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль… Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый «газик», а под ним – Женю…»
Урбанский собирался выполнить этот трюк самостоятельно, но перед этим сел в машину рядом с профессиональным водителем. Находившийся за рулем Юрий Марков не пострадал – еще до удара машины об землю он успел сгруппироваться, а вот актеру сноровки не хватило. При сильном толчке его голову отбросило назад, и шейные позвонки не выдержали. Актеру на тот момент было всего 33 года. После гибели Евгения Урбанского председатель Госкино распорядился остановить дальнейшие съемки этого фильма, а съемочную группу распустить. Режиссер Алексей Салтыков на некоторое время оказался в опале. А кинематографистов этот случай заставил пересмотреть взгляды на участие актеров в опасных трюках – когда их выполняли профессионалы, риск сводился к минимуму. Эта трагедия получила такой резонанс, что после этого режиссеры не допускали артистов к трюковым съемкам
Владимир Высоцкий, который в те времена как раз начинал свою кинокарьеру и делал первые шаги в песенном творчестве, взяв за образец манеру исполнения песен под гитару Урбанского, рассказывал: «Нам сейчас запрещают выполнять трюковые съемки – самим актерам. Хотя мы всегда стремимся в бой и всегда хотим что-нибудь принести… Нам запретили самим выполнять трюки после того, как погиб Женя Урбанский. Он погиб в пустыне при исполнении трюковой съемки: прыжок с бархана на бархан на машине. Он разбился насмерть… Но все равно, какая странная вещь: все равно тянет сделать все самому…». Храбростью и отчаянностью Урбанского восхищались десятки коллег и миллионы зрителей, вот только эти риски оказались неоправданными – за удачный кадр он поплатился собственной жизнью… Поэт Евгений Евтушенко в «Балладе о совершенстве» о нем написал:
...Так ты упал в пустыне, Женька,
как победитель, а не жертва,
и так же вдаль – наискосок –
тянулись руки к совершенству –
к недостижимому блаженству,
хватая пальцами песок...
Источник:
Комментарии (0)