Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Картечью – пли!



Ровно 105 лет назад, 5 июля 1917 года впервые поднялся в воздух SPAD S.XII первый в мире истребитель с пушечным вооружением. Испытание машины провел знаменитый французский ас Жорж Гинемер, специально для этого отозванный с фронта.

Есть версия, что именно он подал автору проекта S.XII Луи Бешеро идею установить на истребитель в дополнение к пулемету еще и пушку. Правда, автоматических скорострельных пушек тогда еще не было, поэтому на самолет поставили полуавтоматическое однозарядное 37-миллиметровое орудие "Пюто", изначально предназначенное для пехоты.

В автоматическом режиме у этой пушки происходило только открывание затвора после выстрела и выброс гильзы, а заряжать ее и закрывать затвор требовалось вручную. Разумеется, это отвлекало летчика от управления и наблюдения за воздухом, но Гинемер считал, что значительно возросшая огневая мощь с лихвой компенсирует это неудобство. В подтверждение своих прогнозов он уже 27 июля сбил на пушечном истребителе немецкий самолет, а потом - еще три.

Благодаря восторженному отзыву Гинемера французское авиационное командование заказало на фирме SPAD 300 экземпляров S.XII. Один из них достался другому известному асу Рене Фонку, который дал ему столь же высокую оценку и одержал на нем 11 воздушных побед. Однако рядовые пилоты, не обладавшие мастерством Гинемера и Фонка (в таких, по понятным причинам, было абсолютное большинство), встретили новинку гораздо более прохладно и сдержанно.

Меткий пушечнаый выстрел давал почти стопроцентную гарантию уничтожения вражеского самолета, однако попасть в цель с одного выстрела было гораздо труднее, чем пулеметной очередью, и мало кому это удавалось. Хотя на S.XII стоял еще и пулемет, но из-за пушки самолет заметно потяжелел, а от этого ухудшилась маневренность и усложнилось управление. Кроме того, летчикам не нравилось, что после каждого пушечного залпа кабину наполнял едкий пороховой дым, а выброшенные гильзы катались по полу, мешаясь под ногами и грозя заклинить педали.

В общем, "самолет для снайперов" так и не стал популярной и массовой машиной. Заказ на 300 экземпляров вскоре был аннулирован. Точное количество построенных и поступивших в войска S.XII неизвестно, но, по оценкам большинства историков, оно не превышало нескольких десятков.

Французы попытались предложить этот аэроплан своим союзникам, но и англичане, и американцы от него отказались. В общем, уже к 1918 году стало ясно, что однозарядным артиллерийским системам не место на самолетах, предназначенных для воздушного боя. И в дальнейшем на них ставили только автоматические пушки.

На заставке - Рене Фонк рядом со своим пушечным истребителем.


S.XII был не первым самолетом, на который водрузили пушку, но все предыдущие, вроде изображенного на снимке "Вуазена" LB, были штурмовиками, предназначенными для атак наземных объектов.



Орудие S.XII было укреплено на моторе "Испано-Сюиза", между карбюратором и блоками цилиндров. Оно стреляло сквозь трубчатую ось верхней шестерни редуктора и втулку винта, а его казенная часть с вертикальным клиновым затвором вдавалась в кабину пилота. Эта пушка имела сменные стволы - нарезной и гладкостенный. Из нарезного огонь велся зажигательными или фугасными снарядами, а из гладкого - картечью. Все французские асы, воевавшие на S.XII, предпочитали картечь, так как она давала больше шансов на попадание, хотя и требовала сближения с целью на минимальную дистанцию в 20-40 метров.


Боеприпасы авиапушки "Пюто". Слева - контейнеры с картечью, справа - зажигательный снаряд. В каждый контейнер помещалось от 30 до 36 круглых или сегментных пуль.


"Окопный" прототип авиапушки "Пюто", предназначенный для борьбы с дзотами и пулеметными гнездами. На самолеты эту пушку, оснащенную удлиненным стволом без пламегасителя, ставили в перевернутом положении.


S.XII, проходивший испытания в 13-й эскадрилье Воздушного корпуса Армии США. Поскольку самолет считался экспериментальным, ему присвоили нестандартный бортовой номер "ноль". Скелет с косой - эмблема эскадрильи.


Французский аc Жорж-Феликс Мадон воевал на S.XII с фюзеляжем, окрашенным в ярко-красный цвет, а Рене Фонк - на стандартно камуфлированной машине с эмблемой эскадрильи "Аисты".

Источник: Картечью – пли!
Автор:
Теги: ВВС авиация Франция Первая мировая история экзотика Оружие

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Мой дедушка – ужасный человек. Обманщик, предатель, и совсем не любит бабушку
Мой дедушка – ужасный человек. Обманщик, предатель, и совсем не любит бабушку
8
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:13 08 фев 2024
Русский «Единорог»
Русский «Единорог»
0
Настоящая история 14:43 29 сен 2016
Черный Барт: самый страшный пират Карибского моря
Черный Барт: самый страшный пират Карибского моря
0
Интересный мир 04:55 16 дек 2016
«Зеленые» в Гражданской войне: третья сила
«Зеленые» в Гражданской войне: третья сила
0
Настоящая история 20:01 16 июл 2016
Секретный космический проект СССР
Секретный космический проект СССР
0
Интересный мир 01:35 18 мар 2017
Лопатинский сад. Продолжение
Лопатинский сад. Продолжение
0
Интересный мир 23:55 05 авг 2016
Черноостровский монастырь в Малоярославце
Черноостровский монастырь в Малоярославце
0
Интересный мир 07:20 03 май 2016
Женщина...(случай из жизни, не юмор.)
Женщина...(случай из жизни, не юмор.)
17
Здесь только хорошие новости! 11:30 22 сен 2020
Русские генералы, погибшие в первую Отечественную
Русские генералы, погибшие в первую Отечественную
0
Настоящая история 06:02 04 фев 2018
"Старый дурак с комсомольским значком": «Я буду сед, но комсомольцем останусь, юный, навсегда»
"Старый дурак с комсомольским значком": «Я буду сед, но комсомольцем останусь, юный, навсегда»
0
Интересный мир 19:00 18 янв 2023
Как чудо-богатыри А. В. Суворова взяли "крепость без слабых мест"
Как чудо-богатыри А. В. Суворова взяли "крепость без слабых мест"
0
Настоящая история 16:01 27 дек 2016
Тайны космического оружия СССР
Тайны космического оружия СССР
0
Интересный мир 01:20 19 мар 2017

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства