Как скандальная слава помогла продать миллионы репродукций одной картины
16:20 19 ноября 2021
Расскажу про «Сентябрьское утро», Поля Эмиля Шабаса, репродукция сразу под катом.
Если просматривать подряд все картины этого художника, начинает сводить челюсти, как от сладкой и прилипшей к зубам ириски. Дело в том, что Поль Эмиль Шабас – это пример абсолютного китча. Он любил рисовать обнажённых юных девушек. Но вот случилось необычное в его творческой судьбе - одна из таких работ приобрела широкую известность. «Сентябрьское утро» стала знаменитой! А все благодаря громкому скандалу, который прославил и обогатил художника.
Модель, которую Шабас никогда не идентифицировал, но называл «Марта», была хорошо известна его семье. Из-за материального положения семьи шестнадцатилетней Марте пришлось работать, чтобы содержать мать.
В первый день работы над картиной Марта вошла в утреннюю воду и инстинктивно отшатнулась от ее холода.
Шабас одобрил этот жест, сказав, что он «идеален». 2 лета он работал над картиной по полчаса каждое утро.
Работа была закончена сентябрьским утром 1911 года. Отсюда ее название. Впервые художник представил публике «Сентябрьское утро» на Парижском салоне в 1912 году.
И … получил медаль. Но картину приняли спокойно.
Скандал, принесший ей славу, случился через год, когда вмешались власти.
Наверно, всегда, когда власть вмешивается в искусство, получается скандал.
В этом случае дело было так: «Сентябрьское утро», выставили в витрине художественной галереи в Чикаго, и вот это самое привлекло внимание мэра, который подал на владельца галереи в суд, обвинив того в непристойности.
Но … уже тогда восторжествовала демократия и мэр проиграл процесс!
А картина приобрела известность и через пару месяцев была выставлена в одной из Нью-Йоркских галерей.
А потом в 1913 г Э. Комсток, глава Нью-йоркского общества борьбы с пороком, страшно возмутился и осудил полотно: «Это безнравственно!».
Случай получил широкую огласку, «Сентябрьское утро» приобрело скандальную славу, благодаря чему его репродукции хорошо продавались в течение нескольких лет.
Литографские экземпляры «Сентябрьского утра» были выпущены в массовом порядке для широкой продажи, люди их развешивали у себя в домах.
Репродукции печатали на упаковках с продуктами, на сигаретах, открытках, открывалках для бутылок. Лепили статуэтки, ну, и, конечно, коробки конфет украшались Мартой)); модель была популярна как татуировка.
«Сентябрьское утро» было первым обнаженным изображением, используемым для календарей. К концу 1950-х их число превысило 1 млн.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)