«Полеты во сне и наяву» — это культовая советская картина 1983 года, снятая режиссером Романом Балаяном. Фильм считается одним из знаковых произведений позднесоветского кинематографа, предвосхитившим многие настроения эпохи перестройки.
В центре сюжета — Сергей Макаров (его блестяще сыграл Олег Янковский), успешный 40-летний архитектор, который переживает глубокий экзистенциальный кризис. Накануне своего юбилея он чувствует полное опустошение, отсутствие смысла и цели в жизни, несмотря на внешнее благополучие. Фильм показывает его метания, встречи с женой, любовницей, друзьями и коллегами, в попытке найти что-то подлинное и значимое.
Сценарий к фильму написал Виктор Мережко. Интересно, что изначально режиссер Роман Балаян обратился к нему с просьбой создать историю, основанную на его собственной жизни, и назвал ее «Полеты во сне и наяву».
Однако полученный сценарий совершенно не соответствовал тому, что Балаян рассказывал. Тем не менее, чтобы не остаться без проекта, режиссер взялся за работу над фильмом, попутно внося в сценарий собственные жизненные эпизоды.
Изначально сценарий Мережко предполагал трагический финал, в котором главный герой, Сергей Макаров, погибает, сорвавшись с дерева. Балаян был категорически не согласен с такой концовкой и активно искал другую. Однажды, проезжая мимо полей со стогами сена, он увидел катающихся на велосипедах ребят. Эта картина вдохновила его: Роман Гургенович тут же остановил машину, позвал оператора-постановщика и заявил, что будет снимать финал именно здесь.
Всего за пятнадцать минут он придумал новую сцену: Сергей Макаров бежит к стогу сена, падает на него, и так далее. Единственная проблема заключалась в отсутствии необходимого съемочного оборудования, кроме самой камеры. В этот момент Балаян заметил проезжавшего мимо человека на трехколесном мотоцикле. Съемочная группа догнала его и за немаленькие деньги договорилась одолжить мотоцикл на час, что позволило снять запланированную сцену
«И человек пять мы легли на этот трехколесный мотоцикл, оператор с камерой и мы гладко наезжаем, едем к Олегу», — рассказывал Роман Балаян. Когда раздалась команда «Стоп!» Янковский выскочил из стога и начал радостно носиться по полю, а режиссер решил вставить этот момент в картину.
«Не дай бог если бы по-другому закончилось. Вы представляете, что бы было с миллионами мужчин и людей, которые посмотрели бы этот фильм, и который бы плохо закончился. Представляете, что бы было? Страшно даже представить! Я считаю, что это просто гениальная, фантастическая находка», — поделилась Елена Костина, исполнившая роль молодой любовницы главного героя
Виктор Мережко также признал, что финал, придуманный Романом Балаяном, действительно, очень хороший. Он описал свой изначальный вариант концовки как «тупиковый». «Тут он придумал всю эту историю со стогами сена и то, как он зарывается как бы во чрево матери в эту нору и плачет… Это, конечно, очень хороший финал, очень хороший. Я люблю этот финал. Я его принял и признал», — сказал сценарист.
Картина, спасшаяся жизнь
Несмотря на это, фильм получил вторую категорию проката, что ограничивало его показ клубами и периферийными кинотеатрами. Однако, возможно, именно это позволило картине найти свою аудиторию — тех, кому она была особенно необходима.
Виктор Мережко рассказывал об одном очень трогательном письме, пришедшем из Хабаровска. Мужчина писал, что однажды утром, испытывая глубокую душевную боль и проблемы в семье, он решил пойти на Амур, чтобы свести счеты с жизнью. По дороге он заметил афишу с необычным названием «Полеты во сне и наяву», которое, по его словам, удивительно соответствовало его состоянию. Он зашел на сеанс и, увидев финальную сцену, где Олег Янковский плачет в стогу сена, осознал: «я буду жить»
«Даже то, что картина спасла одного человека вот таким образом, это говорит о многом», — подытожил Мережко, подчеркивая глубокое влияние фильма на зрителей. Режиссер рассказывал, что «вся группа – оператор, художник, актеры, ну и Янковский – все говорили: «Старик, это же про меня»». А после выхода фильма в прокат, Роману Гургеновичу об этом говорили люди вокруг.
«Полеты во сне и наяву» стали значимым событием в советском кинематографе. Фильм нашел глубокий отклик у зрителей, которые узнавали в нем свои собственные чувства тихой безысходности и разочарования. Он получил высокую оценку критиков за художественную ценность, сильные актерские работы и способность уловить дух времени. Через пять лет после выхода на экраны «Полеты во сне и наяву» получили Государственную премию СССР.
Как измененный финал фильма «Полеты во сне и наяву» спас жизнь человеку?
Комментарии (0)