Ровно 105 лет тому назад, 19 августа 1920 года, вспыхнуло самое мощное к западу от Урала крестьянское восстание против большевицкого режима, которое возглавил бывший начальник тамбовской уездной милиции А.С. Антонов.
К январю 1921 года численность повстанческой армии достигла 50 тысяч человек, объединенных в несколько стрелковых и кавалерийских полков, десятки отрядов местной самообороны и милицескх команд. В качестве отличительных знаков повстанцы носили зеленые ленты или банты и называли себя "зеленой гвардией".
Для борьбы с «антоновщиной» большевики оперативно стянули в район Тамбова войска общей численностью более 30 тысяч штыков и сабель с артиллерией и бронепоездами. С воздуха их поддерживала оперативно созданная авиагруппировка, состоявшая из 1-го, 2-го, 47-го и 39-го «Железного» авиаотрядов, переброшенных с Украины и из Белоруссии, то есть с польского и врангелевского фронтов.
Руководство группировкой, получившей название «Боевая воздушная эскадрилья», было возложено на военного летчика Алексея Муратова, несмотря на очень интересные особенности его биографии. Еще осенью 1918 года прапорщик Муратов, служивший в Красном воздушном флоте, дезертировал на своем самолете к белогвардейцам и более года провоевал против красных в составе колчаковской армии.
Но после разгрома и пленения Колчака он вновь дезертировал уже в обратном направлении. Как ни странно, никакой ответственности за свое предательство он не понес и вновь был зачислен в красную авиацию, причем — на командную должность!
"Боевая воздушная эскадрилья" базировалась на тамбовском аэродроме. Поначалу в ее задачу входила разведка и разбрасывание прокламаций. Но потом командование приказало пилотам начать бомбардировки и пулеметные обстрелы восставших сел и деревень. В соответствии с этим приказом с 22 февраля по 2 марта 1921 года подверглись бомбовым ударам села Духовка, Отхожее, Никольское и деревня Ржавка.
При появлении самолетов повстанцы, как правило, разбегались и пытались скрыться в лесах, но иногда по аэропланам открывали огонь из винтовок и пулеметов. Так, 15 марта два "Сопвича" из 1-го авиаотряда, пролетая над деревней Пахотный Угол, подверглись пулеметному обстрелу. Пули повредили обе машины, а летчикам пришлось спешно уходить из зоны зенитного огня.
Муратов, очевидно, стараясь загладить свою вину перед большевиками, воевал против восставших мужиков с большим рвением. 1 марта он с летнабом Каменским лично летал бомбить село Отхожее, а 31 числа того же месяца с летнабом Сергеевым бомбил конный отряд повстанцев у деревни Малютино.
Одновременно другой самолет сбросил на Малютино три бомбы. Согласно докладу экипажа, от попаданий загорелись три избы. С мая по август 1921 года Муратов совершил на Тамбовском фронте более 50 боевых вылетов. Его усердие было оценено по достоинству: за тамбовскую операцию он получил орден «Красного знамени». Кроме него, ту же награду вручили летчикам Денисову, Савину, Южаку и некоторым другим.
Надо отметить, что Муратов был далеко не единственным белогвардейским пилотом, воевавшим на стороне красных против своих соотечественников. Кроме него, в состав «Боевой эскадрильи» входили бывшие колчаковцы Гладышев, Дудко, Васильев, Болягин (Балягин) и Шмотин. Никакого сочувствия к повстанцам эти летчики не проявляли. Согласно сохранившимся дневниковым записям одного из них, восставших мужков они воспринимали как "варваров и дикарей", которых необходимо уничтожать.
Кстати одним из летчиков "Боевой эскадрильи" также был Ф.А. Арманд, сын фанатичной коммунистки и, по слухам, любовницы Ленина — Инессы Арманд, которого нисколько не смущало то, что ему приходилось воевать бок-о-бок с бывшими белогвардейцами.
11 апреля 1921 года авиация произвела групповой налет на крупный отряд "зеленых", отступавший из села Рассказово. В налете участвовали шесть самолетов, сбросившие 200 кг бомб. По оценке командования, действия летного состава были «выше всяческих похвал». От бомб и пулеметного огня погибло или получило ранения около 300 человек (впрочем, цифра наверняка завышена). В эскадрилье боевых потерь не было, поскольку по самолетам никто не стрелял, но два аэроплана вышли из строя из-за поломок.
К началу лета 1921 года основные силы повстанческой армии были разгромлены. Количество антоновцев, продолжавших партизанскую войну, сократилось до восьми — девяти тысяч, вооруженных только холодным и легким стрелковым оружием. А численность красноармейской группировки, сосредоточенной против них, достигла 43 тысяч человек при 53 орудиях и 453 пулеметах.
Состав «Боевой эскадрильи» к тому времени также претерпел изменения: теперь в нее входили 6-й, 20-й и 39-й авиаотряды, а также — «авиационное звено особого назначения», которому поручались особо ответственные задания. По состоянию на 26 июня общая численность самолетов в эскадрилье составляла 25 штук. Хуже всего обстояли дела в 39-м отряде, где на четырех пилотов оставалось всего два боеспособных «Сопвича», остальные были неисправны.
Не неся боевых потерь, эскадрилья жестоко страдала от аварийности. Как правило, аварии обходились без жертв, но, если они происходили на вражеской территории, то участь авиаторов была незавидной. Повстанцы, пережившие воздушные бомбардировки, были беспощадны к пленным красвоенлетам.
Так, 1 июня 1921 года в расположении антоновцев совершил вынужденную посадку двухместный самолет, пилотируемый летчиком Сомме. В качестве пассажира с ним летел начальник оперативного управления Штаба войск Тамбовской губернии Тищенко. Партизаны захватили их в плен, долго били, а потом зарубили топорами и сожгли тела вместе с самолетом.
17 июня летчику Бельману, летевшему на «Фармане» с комиссаром Родионовым, также пришлось садиться на вынужденную из-за поломки мотора. К несчастью для них, поблизости оказался отряд повстанцев. Антоновцы окружили самолет, а его экипаж, опасаясь пыток и жуткой казни, предпочел застрелиться.
Летчику Смирнову и комиссару 1-го артиллерийского отряда Щербакову повезло больше. Еще в марте их самолет из-за отказа двигателя сел в поле возле деревни Большие Талинки. Сразу после посадки авиаторы заметили, что со стороны деревни к ним бежит толпа мужиков, вооруженных охотничьими ружьями, топорами и вилами. Щербаков со Смирновым успели выскочить из кабины и скрыться в лесу, а затем выйти к своим. Аэроплан был захвачен и сожжен восставшими крестьянами.
6 мая войска Тамбовского района возглавил великий полководец Михаил Тухачевский. 12 июня он издал приказ о применении против повстанцев химического оружия. Приказ распространялся на артиллерийские и авиационные части. Но летчикам не пришлось участвовать в химической войне против своего народа из-за того что на складах не нашлось химических авиабомб.
Авиаторы продолжали сбрасывать обычные «фугаски» и расстреливать повстанцев из пулеметов. Наиболее заметным успехом «Боевой эскадрильи» на заключительном этапе борьбы с «антоновщиной» стало уничтожение большого отряда «зеленых», переправлявшихся на лодках через озеро Змеиное. 4 августа четыре аэроплана атаковали восемь лодок с повстанцами, сбросив на них более 150 кг бомб. Несколько лодок было потоплено, много партизан утонуло.
К осени 1921 года восстание было почти подавлено. В Тамбовской губернии оставалось лишь несколько мелких партизанских отрядов, прячущихся по лесам и не представлявших серьезной угрозы. С одной стороны этому способствовали успешные действия Красной армии, с другой – отмена продразверстки, примирившая большинство крестьян с большевиками и сократившая социальную базу повстанцев. Сам Антонов погиб в бою в июне 1922-го, и это фактически означало конец восстания.
Общий налет «Боевой воздушной эскадрильи» составил 4385 часов. Экипажами было сброшено 4158 кг бомб и 432 кг агитационной литературы. Потери составляли семь самолетов, из которых четыре разбились в авариях, а остальные были уничтожены повстанцами на местах вынужденных посадок. Еще несколько аэропланов получили серьезные повреждения.
В целом, действия авиации на Тамбовщине получили благоприятные отзывы большевицкого командования. Заключение штаба РККВФ гласило: «Авиация для подавления бандитизма незаменима, при достаточной численности она способна подавить большое бандитское движение при незначительном придании пехоты с поддержкой, главным образом, конницы и броневиков».
На заставке: разрисованный инфернальными картинками "Ньюпор-24" из 39-го "Железного" отряда.

Летчики 39-го отряда и неизвестная девушка возле той же машины.

Реконстркуция по фотографиям окрасок самолетов "Боевой воздушной эскадрильи". Верхий рисунок — мой, нижний — Михаила Быкова.

Карта распространения Антоновского восстания.

Конный отряд тамбовских повстанцев.

Красные летчики на Тамбовском фронте возле легкого бомбардировщика "Де Хэвилленд" DH.4 советской сборки.

Слева — командир "Боевой воздушной эскадрильи" А.Д. Муратов с орденом Красного знамени, полученным за незаурядную активность в подавлении Тамбовского восстания. Справа — один из его подчиненных, летчик И.И. Южак возле "Сопвича", на борту которого нарисована крылатая женщина с мечом, летящая над заводскими трубами.

Будущий враг народа и фашистский заговорщик Тухачевский на Тамбовском аэродроме вручает ордена летчикам "Боевой эскадрильи".
Комментарии (0)