Чтобы не получать обвинений в предвзятом освещении действий российской интеллигенции, предлагаю своим читателям обзор мнений той части «креативной интеллигенции» (видимо, до звания творческой этот род интеллигенции не дотягивает), которая поддерживает, а не осуждает спецоперацию на Украине. В лице Ольги Погодиной-Кузминой, сценаристки, по воле руководства литпроцесса назначенной нам в писательницы.
О ее романе «Уран» писали и критики компетентнее меня — рецепт у романа стандартный и многажды премиальной литературой использованный: «Судите сами. Поклон Эстонии: гордые лесные братья из Omakaitse. Реверанс евреям: лагерь «Клоога», где те самые герои из Omakaitse во время войны лихо уничтожали народ Израилев. Книксен «Мемориалу»: комбинат № 7 по переработке редкоземельных металлов в Силламяэ, на котором зэка ковали ядерный щит державы.
Привет юнгианцам: мать-земля Маа, Ярило, Осирис с Анубисом и прочие архетипические бирюльки — мифопоэтика, куды не на фиг. Дань толерантности: запредельное количество голубых на квадратный метр — ЛГБТ хорошо продается, предупредили в «Эксмо». Ностальгия по Советскому Союзу: 1953 год, газировка «Дюшес», фокстрот «Цветущий май» и цветок душистых прерий — Лаврентий Палыч Берий. И так далее, вплоть до блатного романса: про сынка-вора да отца-начлага. Кушать подано: ирландское рагу по рецепту Джерома К. Джерома».
Признаться, после таких произведений делать заявления вроде нижеследующего — не слишком ли самонадеянно? Тем не менее Погодина-Кузмина пишет о мировой революции, о которой мечтали большевики, ну и мы, надо понимать, тоже, и вот, наконец, она пришла на землю русскую: «Если мы и правда прекратим выплачивать бесчисленную дань Западу, играя по чужим правилам — и начнём устанавливать свои — нам откроются грандиозные перспективы. Как только мир перестанет кормить США, арена военных действий переместится на территорию их союзников».
Вряд ли из слов Ольги Погодиной-Кузминой кто-нибудь поймет, куда именно переместится арена военных действий при посредстве голодных от бескормицы Соединенных Штатов (у США в союзниках полмира — неужто полмира превратится в Колизей?). Но это не важно — важнее всего патриотические идеи писательницы Погодиной. И откуда что взялось?
Недавно написанный «Уран» весь умещается в две строки песни Высоцкого:
«Нас каждый день мордуют уголовники,
И главный врач зовёт к себе в любовники».
Тут вам и голубые страсти, и злобные энкавэдэшники, и гордые этнические бандформирования, и мужчины-насильники («членомрази», зовет их радфем), и общая обстановка «тяжкого канкана», как пишет Мария Арбатова: «И потому не удивительно, что забитая разведенка Таисия постоянно оказывается в своём тяжком канкане между кипящими котлами жертвой сексуального насилия». Жертва сексуального насилия между котлами — это прямо-таки готовый рецепт для следующего творения Погодиной-Кузминой, но уже про спецоперацию — снова чернуха, снова членомрази, вся надежда на русского солдата.
Однако Великая Октябрьская революция (которая прямо сейчас должна начаться снова, только в мировом масштабе) описана в «Уране» без всякой симпатии: «Ордынцы в войлочных шлемах, с красными нашивками на шинелях, пришли на ее землю за год до начала войны. Лучшие дома захватили под казармы и советы. Сгоняли фермеров в колхозы. Раскатывали избы с хуторов, перевозили на телегах, ставили привычным для них порядком — тесно, вдоль улиц, как в русской деревне. Запашную землю и выпасы отбирали в общее пользование. Угоняли скотину, вычищали амбары у зажиточных и работящих крестьян. Власть в поселках давали пьяным, злым на хозяев батракам. По всем уездам дети завыли от страха и голода». Не похоже что-то на радостное предвкушение новой жизни.
Совсем другое — предвкушение грандиозных перспектив. Особенно в той его части, где сказано: «запретить и не пущать»: «Но самое главное — это запретить и никогда больше не включать Тик-Ток, придуманный исключительно для оболванивания широких масс с целью последующего централизованного управления бессмысленным стадом планктона». Так и хочется спросить: а альтернативу вы создали? Заменой всем этим забавным маленьким роликам не могут послужить гигантские, безбожно затянутые и, откровенно говоря, нечитабельные романы.
Пора наконец понять творцам нетленки: «тиктоковщина» не с небес на страну упала; это не власть злобных рептилоидов, а всего лишь удобный портал со множеством маленьких роликов, снятых людьми на телефон, раньше такое показывали в телевизионных передачах; предпочтение этого ресурса с его контентом премиальным трудам размером с хороший полуторный кирпич маловероятно. В искусстве не бывает жанрозамещения — такого же, как импортозамещение в торговле. Вот почему бесполезно требовать убрать ресурс-конкурент, борясь за внимание аудитории, к вам эта аудитория свой взор все равно не обратит.
Однако в искусстве есть другое, крайне интересное явление — взглядозамещение. Меняется обстановка, и люди начинают менять взгляды. Особенно творческая прослойка с ее гибким мышлением и позвоночником. Манифест Погодиной-Кузминой служит ответом на поведение коллег (или уже бывших коллег?):
«…не могу молчать… Мне вдруг стало понятно, насколько гнилой и подлой оказалась наша культурная элита. Насколько вся их логика разит смердяковщиной и насколько пропитана ненавистью и презрением к собственному народу. Это не просто заблуждения, это тяжелая нравственная болезнь, позволяющая оправдывать любой нацизм и людоедство, лишь бы они были направлены против моей страны. Они все это прикрывают благородными лозунгами — что борются не с народом, а с коррумпированным государством, с дворцами Путина — но при этом „лидеры мнений“ сами по уши погружены в государственную кормушку, или же просто сидят на финансировании чужих спецслужб, даже не скрывая этого».
В отличие от «погруженных в кормушку» автор «Урана» свободна как ветер: «Я не состою ни в какой партии, не имею отношения к государственным органам, никуда не избиралась и не планирую. Я просто пишу книги и сценарии, иногда публицистику». Хотя нужно быть слепым и/или неграмотным, чтобы не заметить всех перечисленных в начале статьи «ингредиентов ирландского рагу», необходимых для варева, имеющего шанс взять литературную премию. Современные авторы все так пишут — с прицелом на премию и экранизацию. Результат всегда печален. Художник должен быть свободен не только от политических амбиций и ограничений, но и от желания угодить жюри (где сидят те самые «погруженные в кормушку» и отслеживают, насколько автор «соответствует генеральной линии»).
Сейчас, в момент смены элит, нам предстоит узреть множество правдорубов, метящих на место разбежавшейся элиты и ругающей ее почем зря, припоминающей «бывшим» все грехи и заблуждения: «Но вот что я скажу — у нормальной страны не может быть такая продажная, подлая и предательская культурная элита. Люди с ментальностью 90-х годов, застрявшие в замшелом диссидентстве и борьбе с властью просто потому, что им сказали, что так надо. Они не боролись с властью при Ельцине — хотя это было самая х*ёвая власть из всех возможных — но как только у нас стало что-то укрепляться и организовываться, они завопили про свою ненависть. Открыто, безнаказанно, самоуверенно — они говорили о своей ненависти к любому порядку, если этот порядок установлен не ими… все эти годы было противно смотреть, как наша культура превращается в омерзительный политический парад ничтожеств».
Если следовать не так называемой женской логике, а общечеловеческой, получается, именно эти люди сопротивлялись официальной власти. Они не были подпевалами тех, кто занимал государственные посты, они подпевали кому-то другому. До поры до времени власть смотрела на это сквозь пальцы, но вот наступила лихая година — и место креативной интеллигенции опустело, его решила занять интеллигенция патриотическая. Буквально только что писавшая об ужасах тоталитаризма, но не реальных, а демонизированных, мифологизированных и оттого еще более несуразных.
Стоит предупредить тех, кто ждет многого от обновленного искусства: не надейтесь на поток свежих идей, здравых рассуждений и выдающихся произведений. Вал конъюнктурных опусов, кое-как перелицованных «к праздничку» в надежде на скорую публикацию, написанных по принципу «Дорого яичко ко Христову дню», обрушится на нас. Повычеркивают «новые элитарии» из своих романов непозволительную ЛГБТ-тематику (или попросту переименуют Ивана в Марью, а Петра в Педро), укротят радфемную риторику, перестанут «неоднозначно» изображать террористов, добавят образы россиян-освободителей, — и продолжат с той же цифры.
Однако писать лучше они не станут, кого бы ни полюбили со всей силой своей неудовлетворенной творческой натуры. Талант, увы, не зависит от политической и сексуальной ориентации. Хотя многие забывают об этом в запале борьбы за нишу на рынке «культурного труда».
Инесса Ципоркина
published on
Комментарии (0)