На фото сестры Наталья и Ирина Варлей
Имя Натальи Варлей известно миллионам зрителей, а вот про её младшую сестру-Ирину в мире кино мало кто вспомнит. А ведь она тоже начинала, как киноактрисы и подавала надежды в кинопрофессии. Однако, сыграв три роли в кино, ушла...сказав, что не хочет всю жизнь быть в террариуме.
Сестры Варлей родились в семье морского офицера, капитана дальнего плавания Владимира Варлей. Своей необычной фамилией они были обязаны его предкам-валлийцам, которые в XIX в. приехали из Уэльса в Россию, женились на местных девушках и обрусели. А у матери, внучки горного инженера Евгения Барбота де Марни Ариадны Сенявиной, были французские корни. Возможно, благодаря такому смешению кровей и старшая Наталья, и младшая Ирина были яркими красавицами.
Наталья была на 6 лет старше своей сестры. В 15 лет она дебютировала в кино в короткометражном фильме «Новогодний праздник отца и маленькой дочери», но поначалу об актерской профессии всерьез не задумывалась – она с детства занималась в цирковой студии, окончила отделение акробатики Государственного училища циркового и эстрадного искусства, 2 года выходила на арену в качестве эквилибристки.
Коллега Натальи, знаменитый клоун Леонид Енгибаров, был знаком с режиссером Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем, и когда тот искал актрису для эпизодической роли в своем фильме «Формула радуги», Енгибаров порекомендовал ему обратить внимание на Варлей.
Съемки фильма походили на Одесской киностудии, и там Наталью заметила ассистентка режиссера Леонида Гайдая и пригласила ее на пробы на главную роль в фильм «Кавказская пленница».
Когда к Наталье Варлей пришла всесоюзная слава, ей было всего 19 лет, а ее сестре – 13. В первый же год кинопроката «Кавказскую пленницу» посмотрели 76,5 млн зрителей, Наталья стала всенародной любимицей, поклонники заваливали цветами их подъезд. Конечно, успех старшей сестры вдохновил Ирину, и она тоже захотела попробовать свои силы в качестве актрисы
Творческой ревности и профессиональной конкуренции межу сестрами никогда не было. Ирина занималась в драмкружке и по совету Натальи в 16 лет отправилась на пробы в фильм Виктора Титова «Вальс». Удача ей улыбнулась, и ее утвердили на главную роль! Узнав эту новость, старшая сестра радовалась не меньше, чем она сама.
Ирина Варлей в фильме *Вальс*, 1969
Ни у Натальи, ни у Ирины на тот момент не было профессионального актерского образования. Но старшая сестра позже окончила Щукинское училище, а младшая осваивала азы профессии на практике, прямо на съемочной площадке. И там ей было у кого поучиться актерскому мастерству – в ее дебютном фильме ее партнерами стали Алиса Фрейндлих, Екатерина Васильева и Игорь Ясулович
Фильм «Вальс» о жителях коммунальной квартиры в блокадном Ленинграде стал дебютным не только для Ирины Варлей, но и для самого режиссера. И хотя эта картина не стала кинохитом и не завоевала любовь миллионов, на юную красавицу-актрису обратили внимание и зрители, и критики, которые по достоинству оценили ее актерский потенциал
Карьера Натальи Варлей тем временем пошла на взлет. Новый всплеск популярности произошел в конце 1960-х – начале 1970-х гг., когда актриса снялась в фильмах «Вий», «Бег» и «Семь невест ефрейтора Збруева».
Режиссер Абрам Роом предложил ей роль в своем фильме «Преждевременный человек» по неоконченной пьесе Максима Горького «Яков Богомолов», но актриса была вынуждена ответить ему отказом – к тому моменту она вышла замуж за сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой Владимира и ждала от него ребенка.
Ирина Варлей в фильме *Преждевременный человек*, 1971
Наталья предложила режиссеру пригласить вместо нее младшую сестру, и так Ирина получила свою вторую роль в кино. Ей досталась роль второго плана, но она снова оказалась на съемках в великолепной компании настоящих профессионалов: ее партнерами стали Анастасия Вертинская, Игорь Кваша, Нина Шацкая и Александр Калягин
Ирина Варлей в фильме *Юлька*, 1972
В 19 лет Ирина Варлей сыграла свою третью и последнюю роль в кино – это была главная героиня фильма об учащихся ПТУ «Юлька». И хотя этот фильм тоже не пользовался большим успехом у зрителей, критики оценивали актерский талант Ирины очень высоко и даже высказывали предположение о том, что у нее есть все шансы превзойти свою знаменитую сестру. Немногим начинающим актрисам без профильного образования удавалось сразу получать главные роли, а она всего за три года сыграла двух главных героинь
Кадр из фильма *Юлька*, 1972
Однако Ирина Варлей не захотела связывать свою жизнь с актерской профессией. Мир кино, который она увидела сама и узнала по рассказам старшей сестры, показался ей слишком жестоким и несправедливым. Как раз тогда у Натальи Варлей начались сложности и в Малом театре, где у нее были непростые взаимоотношения с коллегами, и в кино, где после триумфального старта вдруг наступило затишье. Она продолжала сниматься, но таких ярких ролей, как в «Кавказской пленнице» и «Вие», ей больше не предлагали
Ирина Варлей в фильме *Юлька*, 1972
Насмотревшись на переживания старшей сестры и вовремя осознав, насколько актерская профессия зависима от внешних факторов, везения, счастливого или несчастливого стечения обстоятельств, Ирина Варлей решила не искушать судьбу. Она поступила в Московский инженерно-строительный институт, а потом устроилась в столичный Госархив, где и трудилась всю жизнь
Актерскую судьбу Натальи Варлей вряд ли можно назвать счастливой: ее первые роли в кино так и остались вершиной творческого пути, и повторить свой успех конца 1960-х гг. ей так и не удалось. В 37 лет актриса поступила в Литературный институт им. М. Горького, опубликовала несколько сборников своих стихотворений. В 1990-х гг., когда она осталась без работы в кино, занялась озвучиванием фильмов, подарив свой голос двум тысячам зарубежных киногероинь. В начале нового столетия она вернулась на экраны, но снималась очень мало, от случая к случаю
А ее младшая сестра посвятила себя заботам о своей семье и никогда не жалела о том, что не связала свою жизнь с актерской профессией и предпочла съемочной площадке спокойную семейную жизнь. Она не любила чрезмерного внимания к своей персоне, не мечтала о славе и была человеком закрытым и непубличным. Ирина не посещала светских мероприятий и не общалась с журналистами.
Ирина Варлей всего однажды согласилась на интервью, когда ей предложили принять участие в съемках документального фильма к 70-летию ее старшей сестры. В нем она призналась, что сегодня считает свою короткую кинокарьеру всего лишь приятным и ярким воспоминанием, но не самым значимым фактом своей биографии. Гораздо важнее для нее то, что она состоялась как мать и жена.
Комментарии (0)