Так уж совпало, что в тот самый день, 8 июля 1947 года, то есть, ровно 75 лет назад, когда в США впервые поднялся в воздух авиалайнер Боинг-377, в Советском Союзе впервые взлетел самолет совсем другого класса - реактивный истребитель Як-23.
Он представлял собой очень компактный одноместный самолетик так называемой реданной схемы, при которой сопло двигателя направлено под хвостовую часть фюзеляжа, образуя заметный выступ или редан. С конструктивной точки зрения Як-23 являлся развитим легкого однодвигательного реактивного истребителя Як-17, но - с рядом усовершенствований.
Главным из них было применение нового турбореактивного двигателя РД-500, представлявшего собой "пиратскую копию" английского ТРД Роллс-Ройс "Дервент". Этот двигатель развивал тягу 1590 кгс, то есть, более чем в полтора раза больше, нежели стоявший на Як-17 двигатель РД-10 (копия немецкого Юнкерс "Юмо-004").
Это обусловило существенный рост летных характеристик, в частности, максимальная скорость Як-17 составляла 750 км/ч, а Як-23 - 925 км/ч. Но при этом Як-23 унаследовал от Як-17 отсутствие гермокабины, катапульты, аэродинамических тормозов и протектирования топливных баков.
Самолет успешно выдержал испытания. но по ряду причин, в частности, из-за загруженности авиазаводов, его внедрение в серию сильно затянулось. В конце концов, его решили выпускать в Тбилиси, но там первый серийный экземпляр вышел из сборочного цеха лишь в октябре 1949, когда Як-23 считался морально устаревшим.
К тому времени уже был запущен в серийное производство истребитель МиГ-15 принципиально новой аэродинамисеской схемы и с еще более мощной силовой установкой - двигателем РД-45 (он же Роллс-Ройс "Нин") развивавшим тягу 2270 кгс.
Преимущества МиГ-15 перед Як-23 были неоспоримы, поэтому выпуск яковлевских истребителей с столице Грузии шел ни шатко ни валко. В течение полутора лет тбилисский завод склепал всего 310 экземпляров, после чего производство прекратилось.
Подавляющее большинство машин было передано восточноевропейским сателлитам Советского Союза или, как тогда говорили, - странам народной демократии и социалистической ориентации: Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии и Чехословакии, где они в начале 1950-х годов составляли основу самолетного парка местной истребительной авиации.
Ни в каких боях и войнах эти истребители, естественно, не участвовали и в 1957-58 годах повсеместно были списаны. К тому времени Мигов-15/15бис было выпущено уже столько, что СССР смог насытить не только собственные ВВС, но и снабжать ими "младших братьев" по соцлагерю.
Инженеры и авиаконструкторы яковлевского КБ возле прототипа Як-23.
Компоновочная схема Як-23.
Як-23 советских и чехословацких ВВС.
Советский Як-23 в Монинском музее ВВС.
Як-23 Лотництва Польского.
Румынский Як-23 в местном авиамузее с манекеном пилота.
Комментарии (0)