Ровно 140 лет назад, в ночь на 30 июня 1882 года, у деревни Кукуевка Тульской губернии случилась одна из самых крупных, а по неофициальным данным - крупнейшая железнодорожная катастрофа в царской России. В ту ночь шел исключительно сильный грозовой ливень. Его не выдержала водоотводная труба, уложенная под грунтовой железнодорожной дамбой, которая перегораживала широкую и сильно заболоченную ложбину.
С одной стороны дамбы вода, текущая под уклон, быстро поднялась почти до уровня рельсового полотна и начала размывать насыпь. В конце концов это вызвало частичное разрушение дамбы, так что рельсы на протяжении более 20 метров буквально повисли в воздухе. Машинист 13-вагонного курьерского почтово-пассажирского поезда "Московский экспресс" за стеной дождя своевременно не заметил провал и не успел затормозить.
Паровоз успел проскочить, но шедшие за ним шесть пассажирских вагонов рухнули в бушующий поток и разбились вдребезги. Кондуктор седьмого вагона успел разомкнуть сцепку и дернуть тормозной рычаг, этим он спас себя и пассажиров, ехавших в хвосте состава, в "простонародных" вагонах третьего класса. Они остановились буквально в паре метров от провала.
А ехвашим в головных вагонах не повезло. Большинство из тех, кого не убило при крушении, утонули в несущейся с огромной скоростью мутной илистой воде. По официальным данным, в катастрофе погибли 42 человека, но, судя по всему, это лишь те, чьи тела были найдены.
Между тем, согласно путевой ведомости, в "Московском экспрессе" ехало 310 человек, из который 85 не пострадали (пассажиры и кондукторы задних вагонов), пятеро получили тяжелые травмы, 45 - более легкие, а судьба остальных 175 остается под вопросом. Вполне возможно, что большинство из них оказались погребенными под толстым слоем земли и ила, либо их тела далеко унесло течением и они остались ненайденными.
Если это действительно так, то кукуевская трагедия выходит на первое место по количеству жертв среди железнодорожных происшествий дореволюционной России, опередив случившуюся в 1875 году под Одессой катастрофу военного эшелона, который слетел под откос, а в нем погибло 140 солдат-новобранцев.
Расследование катастрофы показало, что участок пути, на котором она произошла, был построен с грубыми нарушениями норм безопасности. Дамба была слишком узкой, а труба водоспуска имела диаметр всего полтора аршина (чуть больше метра), поэтому она со своей задачей не справилась, уровень воды взлетел и дамбу быстро размыло.
Кроме того, выяснилось, что за два часа до рокового "Московского экспресса" по тому же перегону проследовал другой пассажирский состав, машинист которого почувствовал заметное проседание рельсов. На ближайшей станции он потребовал срочно отбить телеграмму на предыдущую станцию, чтобы перекрыть движение по опасному участку. Однако телеграфный аппарат не работал.
Несмотря на эти вопиющие факты, за произошедшее никто не понес наказания - ни строители железной дороги, ни связисты. Всё списали на стихийное бедствие. Однако благодаря введенной царем Александром II свободе печати и быстрому прибытию на место происшествия журналистов, катастрофа получила широкий общественный резонанс и сильно подорвала репутацию российских железнодорожников, к которым надолго приклеилась саркастичная кличка "кукуевцы".
Вверху - рисунок, сделанный по рассказу одного из прибывших на место катастрофы вскоре после нее, когда ливень еще продолжался.
Работы по устранению последcтвий катастрофы. Виден проскочивший через провал, но опрокинувшийся паровоз и обломки вагонов.
Ремонтно-восстановительные работы. Видны фрагменты снесенной потоком чугунной трубы водоотвода.
Тот же участок дамбы в наши дни. Вместо водоотводной трубы, в нем проделан широкий бетонный тоннель выше человеческого роста, которому не страшен любой ливень.
Комментарии (0)