Ровно 90 лет назад, 20 марта 1932 года, состоялся первый испытательный полет прототипа американского истребителя Boeing Р-26 по прозвищу Peashooter ("пишутер" - игрушечное духовое ружье, стреляющее сушеным горохом). На тот момент это была весьма передовая машина - первый в мире цельнометаллический истребитель с гладкой дюралевой обшивкой и фюзеляжем типа "монокок", а также - первый истребитель, оснащенный взлетно-посадочными щитками с гидроприводом. В то же время в нем содержался и ряд "традиционных" решений, таких как расчалочное крыло, открытая кабина и неубирающееся шасси в больших обтекателях, похожих на валенки.
"Пишутер" был построен в количестве 150 экземпляров, большинство из которых служили в американских ВВС до начала 1940-х годов. Кроме того, 11 штук продали в Китай под экспортным обозначением Boeing Model-281, несколько штук - в Панаму и Гватемалу, а один демонстрационный экземпляр - в Испанию.
Самолеты, ранее принадлежавшие американскому скуадрону, расквартированному на Филиппинах, в 1941 году были переданы филиппинским ВВС и в их составе принимали участие в боях с японцами. Двум из них даже удалось сбить двухмоторный бомбардировщик "Мицубиси" G3M. Этот эпизод изображен на заставочном рисунке. Последних "пишутеров" списали в Гватемале в 1954 году, то есть, самолет дослужил до эпохи сверхзвуковой авиации.
Несмотря на относительно небольшой объем серийного выпуска, Р-26 стал своего рода символом американской истребительной авиации середины 1930-х годов. Несколько этих симпатичных машинок сохранилось в музеях, а одна из них поддерживается в летном состоянии и периодически участвует в различных авиашоу.
Чертеж радиофицированного Р-26.
Первый прототип Р-26 в полете. На серийных машинах был значительно увеличен гаргрот, который стал играть роль противокапотажной рамы, предохраняющей голову пилота при опрокидывании машины.
Р-26 в большой аэродинамической трубе NACA.
Компоновочная схема Р-26. Самолет имел 500-сильный двигатель, весил 997 кг (взлетная масса - 1340 кг), развивал скорость 377 км/ч и был вооружен двумя синхронными пулеметами, в том числе одним - крупнокалиберным, что в начале 1930-х годов считалось большой редкостью.
"Пишутеры" из 94-го истребительного эскадрона Воздушного корпуса армии США. Раскраски американских боевых самолетов в те годы были, пожалуй, самыми яркими и "крикливыми" в мире. Поскольку угроза воздушных налетов на американские аэродромы полностью отсутствовала, никто и не думал о маскировке авиатехники. Наоборот, ее старались сделать максимально заметной на любом фоне, чтобы облегчить обнаружение самолетов, совершивших вынужденные посадки, ну и просто для красоты.
Только в 1941 году, в преддверии войны, этот "цирк" был закрашен зелено-бурой защитной краской.
Один из первых серийных экземпляров "Пишутера". Хорошо видны выпущенные тормозные щитки.
Линейка "Пишутеров" из 17-й истребительной авиагруппы. На бортах первых двух машин нарисованы желтые щиты с семью черными крестиками. Столько немецких самолетов успела сбить эта группа в Первой мировой войне.
Р-26 сопровождает в полете прототип скоростного бомбардировщика Boeing B-9. Далее - современные снимки летного экземпляра "Пишутера" на авиашоу. Самолет несет эмблемы 95-го истребительного эскадрона.
Комментарии (0)