Ровно 550 лет назад (красивая дата), 30 апреля 1472 года, при участии Великого князя Ивана III состоялась торжественная закладка Успенского собора - древнейшего каменного здания Москвы, сохранившегося до наших дней.
Правда, тот собор в 1474 году, еще до окончания строительства, разрушился из-за землетрясения. Но уже в следующем году приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фьораванти начал возведение на прежнем месте нового храма, который был закончен в 1479-м и украшает Москву до сих пор.
С тех пор Успенский собор является центральным кафедральным собором России, не утратив этот статус даже после перенесения столицы в Санкт-Петербург. С конца XV века в нем проходили коронации русских царей и императоров, в нем же хоронили митрополитов и патриархов Руской православной церкви.
За пять с половиной стролетий своего сущетвования собор многое повидал. Неоднократно он горел, цивилизованные французы в 1812 году устроили в нем конюшню, а прогрессивные большевики в 1917-м расстреливали его из пушек. Однако я надеюсь, что это великолепное детище первого Великого князя Всея Руси и итальянского зодчего простоит еще очень долго.
Слева - закладка собора в представлении художника XIX века. Князь Иван и бояре несут раку с мощами митрополита Петра, канонизированного Русской православной церковью. Справа - "Богоматерь Умиление" - одна из древнейших хранящихся в соборе икон, датированная последней четвертью XII века, то есть, она примерно на 300 лет старше самого собора.
Интересно, что в XVII веке поверх этой иконы была нарисована новая с тем же сюжетом, а древнее изображение было обнаружено и раскрыто только при реставрации, проведенной в 1960-е годы.
Фотография собора, сделанная во второй половине XIX века. Видно, что тогда он был целиком покрыт побелкой, на куполах не заметно позолоты, а перед храмом была красивая решетка с воротами, которую впоследствии зачем-то убрали.
Коронация в Успенском соборе императора Александра III. Картина придворного художника Жоржа Беккера.
Пробоина в барабане центрального купола от попадания крупнокалиберного снаряда при обстреле красногвардейцами Кремля в начале ноября 1917 года.
Картина Павла Корина "Русь уходящая", изображающая последнюю пасхальную литургию в Успенском соборе перед его закрытием новыми властями в 1918 году. Большинство персонажей имеет реальные исторические прототипы. В частности, справа с большим крестом изображен молодой иеромонах Пимен, будущий патриарх Русской православной церкви.
Современный вид собора. Слева вдали можно разглядеть небоскребы "Москва-Сити".
Комментарии (0)