Вышедший в 1986 году, 7-серийный приключенческий фильм Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта», основанный на романе Жюля Верна, до сих пор вызывает интерес. Эта картина, снятая в живописных уголках Крыма, Одессы, Болгарии и Батуми, представляла собой новаторский проект для своего времени, полный спецэффектов и смелых режиссерских решений
Фильм умело переплетает две сюжетные линии. Первая погружает зрителя в жизнь великого писателя Жюля Верна, рассказывая о процессе создания и публикации его знаменитого романа «Дети капитана Гранта». Вторая же линия буквально оживляет страницы романа, показывая приключения героев так, как они постепенно рождались в воображении Верна
В основе сюжета романа лежит история лорда Гленарвана и его жены Элен, которые во время свадебного путешествия на яхте «Дункан» обнаруживают в пойманной акуле бутылку с посланием. Внутри находятся полуразложившиеся от воды записки на трех языках с просьбой о помощи от капитана Гранта, чье английское судно потерпело крушение. Узнав о находке, к лорду приезжают дети капитана.
Когда становится понятным, что британское правительство отказывается организовать поиски, лорд Гленарван принимает смелое решение: он сам отправляется на поиски прославленного героя Шотландии. Единственной зацепкой становится точное знание широты крушения — 37-я параллель, в то время как долгота остается загадкой. В попытке отыскать капитана, отважные шотландцы пускаются в кругосветное путешествие.
Где же снимали фильм?
Решение Говорухина снимать летние сцены в окрестностях болгарского городка Белоградчик часто подвергалось критике. Многие считали, что подобную натуру можно было найти и в СССР. Однако кадры, снятые в Болгарии, производят впечатление своей красотой. Природа «шестнадцатой республикой» стала идеальной декорацией для приключений главных героев в Патагонии. Важным аргументом в защиту выбора локации является и то, что фильм был задуман как совместный советско-болгарский проект с общим бюджетом, что подразумевало съемки в обеих странах.
«Ну, это фильм-путешествие. А Болгария чрезвычайно интересная в природном плане страна. Здесь есть уникальные природные явления. Вот мы будем выбирать самые интересные и здесь, и в Советском Союзе», – говорил Станислав Говорухин
Правда, съемки фильма в Болгарии принесли режиссеру неожиданные сложности. Актриса Тамара Акулова, исполнявшая роль леди Элен Гленарван, столкнулась с запретом на выезд из страны из-за того, что ее сестра вышла замуж за немца. Из-за этого пришлось использовать дублера для съемок в Болгарии, а крупные планы с Акуловой доснимали позднее в Крыму. Режиссер вспоминал: «Ну, никак мне не верилось, что в Болгарию не пустят кинозвезду. Ее не пустили, и мы снимали без нее, с дублершей. Потом уже в разных местах в субтропиках в Крыму мы доснимали сцены из Болгарии, с уже крупными планами Акуловой. Можете себе представить? Такого, я думаю, в кинематографе никогда не было».
В Болгарии также снимали деревню дикарей-людоедов Новой Зеландии. Эти декорации строились на протяжении трех месяцев. «Все, что связано с гонками на лошадях, со всякими сценами со стрельбой – это все Болгария», – рассказывал Говорухин.
Необычным фактом стало то, что зимние сцены фильма снимались в Крыму. Так, эпизод с лавиной был отснят на горе Ай-Петри, возвышающейся над Алупкой. Для создания эффекта «снежного потока» на склоне установили массивный деревянный щит, закрепленный канатами. За ним аккумулировали огромные объемы снега, а затем, перерезав крепления, спустили снежную массу вниз по склону
Сцена была крайне рискованной и требовала точности: все должно было получиться с первого дубля. Поблизости находились горноспасатели на случай чрезвычайной ситуации. Основная задача заключалась в том, чтобы правильно рассчитать объем снега и не подвергнуть актеров угрозе. Создатели опирались на собственный альпинистский опыт, ведь в команде было немало энтузиастов. Сами актеры, похоже, до конца не понимали, насколько это опасно, и страха перед лавиной не испытывали. «Это самые трудные были съемки, потому что пурга, мороз, зима, ветер», – вспоминал Говорухин.
Один из самых драматичных моментов романа – когда Роберта Гранта уносит кондор – был реализован в павильонах киностудии с помощью комбинированных съемок.
Однако по задумке создателей планировался совершенно иной подход. Идея заключалась в том, чтобы соорудить крупную модель кондора с движущимися крыльями и подвесить ее к кабинке канатной дороги на горе Ай-Петри. Таким образом хотели запечатлеть полет хищной птицы. Для съемок даже подобрали каскадера небольшого роста, который должен был изображать жертву, вырывающуюся из лап механического монстра. Однако, когда руководство канатной дороги узнало о таком замысле, оно пришло в ужас и категорически запретило воплощать этот трюк
Помимо горных ландшафтов Крыма, часть съемок проходила и на море, а точнее в проливе между скалами Адаларами и Шаляпина. Роль яхты «Дункан» исполнило деревянное финское трехмачтовое судно «Кодор», которое бороздило южное побережье полуострова. Любопытно, что еще во время съемок на знаменитую яхту приезжали посмотреть многие знаменитости. Например, известный журналист и путешественник Юрий Сенкевич
Где и как снимали фильм «В поисках капитана Гранта»?
Комментарии (0)