
Ровно 85 лет назад, 10 июля 1940 года, впервые поднялся в воздух Bf-109F1 по прозвищу "Фриц" или "Фридрих" — новая модификация самого известного и наиболее массового германского истребителя с улучшенной аэродинамикой и двигателем "Даймлер-Бенц" DB-601N мощностью 1200 л.с. Максимальная скорость этой версии впервые превысила 600 км/ч. В начале следующего года машина пошла в массовое производство и к моменту нападения Германии на СССР почти две трети истребительных эскадр Люфтваффе уже летали на "Фрицах".
Однако для советских летчиков этот истребитель оказался полной неожиданностью, поскольку они знали только о предыдущей модификации — Bf-109E (прозвище "Эмиль") с менее мощным мотором и более низкими летными данными. В частности, его максимальная скорость составляла лишь 560 км/ч.
Несколько экземпляров этого истребителя были закуплены Советским Союзом для изучания в 1940 году, а его внешний вид с разных ракурсов был опубликован в справочниках-идентификаторах, которые в обязательном порядке изучали перед войной летчики и зенитчики. Но "Фридрих" внешне заметно отличался от "Эмиля", прежде всего — округлыми, а не прямыми законцовками крыла, а также — более крупным коком винта и отсутствием подкосов под стабилизатором.
Видя незнакомую машину, наши летчики, как правило, ошибочно принимали ее за истребитель "Хейнкель-113", который на самом деле был построен в всего двух десятках экземпляров, не был принят на вооружение и на фронт не попал. Однако такой самолет наши тоже купили перед войной и включили в справочник, поэтому "сталинские соколы" были уверены, что у немцев он есть.
И в отчетах о воздушных боях они очень часто его упоминали, а иногда — даже "сбивали". Эта путаница продолжалась вплоть до 1942 года, когда нашим достались первые трофейные "Фридрихи" и появилась возможность их изучить, а о результатах изучения — оповестить фронтовых пилотов. И только тогда из их рапортов постепенно исчезли "Хейнкели-113", а их место заняли "Мессершмитты" модификации F. Но это уже другая история.
На заставке "Фридрихи" из истребительной эскадры JG-51 летом 1941 года ведут бой на советско-германском фронте. На переднем плане — самолет командира эскадры и лучшего на тот момент немецкого аса Вернера Мельдерса. А внизу — фото сборки первого прототипа Bf-109F1.

Комментарии (0)