
90 лет назад, летом 1935 года, на вооружение итало-фашистских ВВС начал поступать тяжелый трехмоторный бомбардировщик Савойя-Марчетти SM.81 "Пипистрелло" (Pipistrello — летучая мышь), представлявший собой боевую модификацию пассажирского самолета SM.73,
Как и полагается воинственному милитаризованному государству, Италия построила в 10 с лишним раз больше бомбардировщиков, нежели гражданских авиалайнеров: 535 SM.81 и всего лишь 50 SM.73, что явно свидетельствовало о ее приоритетах.
Несмотря на свою далеко не передовую конструкцию, которая в точности соответствовала SM.73, и отнюдь не выдающиеся летные данные, "Пипистрелло" стал вторым по численности итальянским бомбардировщиком межвоенного периода, а затем принял активное участие во второй мировой войне.
Боевое крещение SM.81 принял в начавшейся осенью 1935 года Второй итало-эфиопской войне, где он проявил себя блестяще, поскольку у безнадежно отсталых эфиопов совсем не было истребителей и почти полностью отсутствовала зенитная артиллерия. В таких условиях "летучие мыши" наводили ужас на противника, безнаказанно заваливая его фугасными и химическими бомбами.
Итало-фашисты откровенно плевали на международные конвенции о запрете "боевой химии" и широко применяли в Абиссинии это оружие, от которого у эфиопов не было защиты. Но гораздо менее успешно "Пипистрелло" проявил себя в Испании, поскольку у испанцев уже были вполне современные зенитки и истребители, в том числе советские И-15 и И-16, которым удалось завалить несколько "мышей".
И совсем туго им пришлось на фронтах Второй мировой, где их беспощадно сбивали английские "Харрикейны" и "Спитфайры", а затем и советские истребители, когда две эскадрильи этих морально устаревших машин перебросили в СССР. Зимой 1942-43 годов они почти в полном составе погибли под Сталинградом и на Дону. В те времена самолет за низкую скорость и высокую уязвимость получил у летчиков саркастичное прозвище "Люмака" — "Улитка".
Все это привело к тому, что весной 1943-го уцелевшие SM.81 вывели из боевого состава и переквалифицировали из бомбардировщиков в транспортники. В этом качестве они прослужили до капитуляции Италии, а потом перешли "по наследству" в ВВС "Итальянской социалистической республики" — марионеточного государства, организованного немцами на оккупированном ими севере Апеннинского полуострова.
Последние несколько экземпляров пережили войну и были окончательно списаны в 1950 году, продемонстрировав изрядную для самолета смешанной конструкции вынсливость и долговечность.
На заставке SM.81 с испанскими (франкистскими) опознавательными знаками летит в сопровождение истребителя "Фиат" CR.32.

Прототип SM.81 в полете. Этот самолет, оснащенный тремя 750-сильными радиальными моторами воздушного охлаждения "Альфа-Ромео", развивал максимальную скорость 336 км/ч, имел перегоночную дальность полета 2000 км, но боевой радиус действия с двумя тоннами бомб — всего 430 км, потолок — 7000 м, экипаж — 6 человек и оборонительное вооружение — 6 пулеметов винтовочного калибра.

SM.81 над "вечным городом". Слева внизу виден Колизей.

Раскрашенный снимок, на котором камуфлированный "Пипистреллло" под охраной "Фиатов" бросает бомбы на Испанию. С таким мощным эскортом ему можно не опасаться республиканских истребителей.

Испанский "Пипистрелло" на полевом аэродроме.

"Пипистрелло" в роли транспортника и его пассажиры — итальянские штурмовики-ардити в Албании.

Варианты окрасок "Пипистрелло" с разными моторами. Вверху — два варианта "испанских" камуфляжей, затем итальянский двухцветный камуфляж начала Второй мировой войны и африканский "антикамуфляж" с нанесенными на верхней поверхности крыла широкими красными полосами, предназначенными для облегчения поиска машин, соершивших вынужденные посадки в безлюдной местности.
Комментарии (0)