
Ровно 80 лет назад,19 июня 1945 года, в Кремле состоялась презентация товарищу Сталину первого советского послевоенного легкового автомобиля ГАЗ М-20. По действовавшему тогда в СССР неофициальному, но железному правилу, без его высочайшего одобрения запуск машины в серию был невозможен.
Товарищ Сталин, привыкший к роскошным американским или сделанным по американскому образцу лимузинам, был явно не в восторге от этой гораздо более скромной машины. Когда ему сказали, что для автомобиля предполагается название "Родина", он ехидно спросил "Почем родину продавать собираетесь?" Поняв зловещий намек, разработчики моментально переобулись и предложили другое название — "Победа".
"Вождь народов" в ответ хмыкнул в усы и процедил: "Невелика победа, но, так и быть, сойдет". В результате "Победу" за неимением лучшего таки утвердили, запустили в серию и выпускали аж до 1958 года, так что сталинская "крестница" пережила его на пять лет. Всего было выпущено более 240 тысяч "Побед", из них 35 тысяч такси.
Автомобиль поступил в свободную продажу, но о его "доступности" красноречиво свидетельствует цена — 16000 рублей, при том что среднемесячная зарплата в СССР в 1946 году равнялась 520 рублям, а крестьяне-колхозники, составляшие большинство населения, денег вообще не получали и работали за хрен с маслом натуроплату.
Тем не менее, кой-кому (в основном, — партийным чиновникам высокого, но не высшего ранга, хозяйственникам, "инженерам человеческих душ", офицерам в звании не ниже подполковника, ученым и прочей относительно привилегированной публике) эти машины таки доставались, о чем свидетельствует популярная в те годы карикатура
Помнится, в начале 70-х годов "Победа" еще была на ходу у соседа моего деда по гаражу, полковника в отставке, и мне довелось на ней покататься, но дедовский "Москвич-407" мне нравился гораздо больше. Впрочем, это другая история.
На заставке — первый эскизный рисунок будущей "Победы", которая тогда называлась ГАЗ-11-80, сделанный еще до войны, в 1940 году. Обратите внимание, что на этом рисунке она — двухдверная.

"Победа" первой производственной серии на ВДНХ.

Серийная сборка "Побед" на Горьковском автозаводе в 1950 году. Вторая машина в ряду — кабриолет со складным брезентовым верхом.

"Победа" более позднего выпуска с радиоантенной и измененной в соответствии с автомобильной модой 1950-х годов решеткой радиатора.

Место водителя и приборная панель раннего образца. Пока еще без радиоприемника и с напольным рычагом переключения передач. Потом его перенесли на рулевую колонку.

"Победа", выпускавшаяся по лицензии в Польше до 1973 года под названием "Варшава". Конечно, в 1970-е годы эта ммашина выглядела ужасно архаично.
Комментарии (0)