Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Эх, путь-дорожка фронтовая



Поздравляю российских военных автомобилистов с сегодняшним праздником, а в его честь публикую материал из серии "ты помнишь, как всё начиналось?".

17 августа 1914 года военный министр Российской Империи генерал Сухомлинов предложил полковнику Добржанскому сформировать первую в российской армии "автомобильную бронепулеметную батарею" и отправить ее на германский фронт. Поскольку формировать было не из чего, Добржанский за несколько дней спроектировал бронекорпус для установки на шасси отечественного автомобиля "Руссо-Балт", создав таким образом первый российский броневик, получивший обозначение "Руссо-Балт тип С".

Он имел лобовую и кормовую броню толщиной 5 мм, а бортовую - 3,5 мм. Машина могла атаковать как передним, так и задним ходом. Вооружение состояло из трех пулеметов "Максим", стрелявших сквозь амбразуры в бронекорпусе. Один пулемет был направлен вперед, другой - назад, а третий был "перекидным" и мог устанавливаться в зависимости от обстоятельств на левом или на правои борту. Экипаж - 5 человек: водитель и четыре пулеметчика.

Военное министерство оперативно закупило восемь шасси "Руссо-Балтов" и уже в сентябре (сроки впечатляют) на Ижорском заводе изготовили и и испытали первые восемь российских бронеавтомобилей. 12 октября была сформирована 1-я автопулеметная рота, в которую, помимо "Руссо-Балтов", включили пушечный броневик, сделанный на базе немецкого грузовика "Маннесман-Мулаг".

19 октября, после краткого обучения экипажей, рота отбыла на фронт, а 9 ноября - впервые вступила в бой под Лодзью. Эффект от применения броневиков оказался впечатляющим. Уже 10 ноября благодаря их огневой поддержке русские овладели городом Стрыков, за что командир броневой группы - штабс-капитан Шулькевич получил орден святого Станислава.

21 ноября четыре "Руссо-Балта" совместно с пехотой атаковали городок Пабьянице и обеспечили его захват, но там же, в ходе уличных боев, выяснилось, что тонкая броня русских броневиков не держит винтовочные пули на близких дистанциях. Все четыре машины были подбиты и их пришлось вывозить на буксире. За этот бой все члены экипажей бронемашин, среди которых несколько человек получили ранения, были награждены Георгиевскими крестами.

"Руссо-балты" участвовали в боях вплоть до выхода России из Мировой войны, а в дальнейшем три уцелевшие машины применялись красными в Гражданской войне и были списаны только в 1921 году, продемонстрировав феноменальную, по тем временам, надежность и долговечность. Но этим история броневых "Руссо-Балтов" не исчерпывалась.

В 1915 году по проекту инженера Братолюбова на шасси той же машины были изготовлены шесть "броневиков-истребителей", предназначенных для борьбы с вражескими бронеавтомобилями и вооруженных 37-миллиметровыми полуавтоматическими пушками "Гочкисс". А в 1916 году Братолюбов спроектировал броневатомобиль с тремя пулеметами, размещенными в большой вращающейся башне. Таких машин построили четыре штуки, каждая из которых имела собственное наименование - "Олег", "Ярослав", "Святослав" и "Победоносец".

Однако на испытаниях как пушечные, так и пулеметные броневики Братолюбова продемонстрировали низкую проходимость по грунтовым дорогам и невозможность использования вне дорог, а их моторы быстро перегревались в движении. Машины оказались слишком перетяжеленными, поэтому часть из них использовали как учебные, а часть - переделали в бронедрезины. В этом качестве они применялись в 1916-17 годах в составе "броневого автомобильно-железнодорожного взвода" на Юго-западном и Западном фронтах. Дальнейшая их судьба - неизвестна.


Подлинный экземпляр "Руссо-Балта" в московском Политехническом музее.


Напутственный молебен 1-й автопулеметной роты перед отправкой на фронт. Экипажи стоят возле своих бронеавтомобилей "Руссо-Балт тип С"


Замаскированные ветками "Руссо-Балты" на фронтовой дороге.


"Руссо-Балт" и члены его экипажа после боя 12 февраля 1915 года, в котором погиб их командир - штабс-капитан Гурдов. Хорошо видны многочисленные пробоины в лобовом листе бронекорпуса.


"Броневик-истребитель" Братолюбова с 37-миллиметровой пушкой после испытаний на обстрел.


Один из пулеметных броневиков Братолюбова.


Он же с другого ракурса.


Броневик "Победоносец".


Бравый прапорщикъ Гиркинъ с боевыми товарищами едет на "Руссо-Балте" воевать с германцами.

Источник: Эх, путь-дорожка фронтовая
Автор:
Теги: военная техника Россия автомобили Первая мировая история

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства