Ровно 65 лет назад, 11 июня 1957 года, на вооружение американских ВВС поступил стратегический стратосферный фоторазведчик Локхид U-2 по прозвищу "Леди Дракон" (Dragon Lady). В течение следующих трех лет он был настоящим кошмаром для советского руководства, поскольку эти самолеты беспрепятственно бороздили небо над СССР, фотографируя военные и промышленные объекты, а наша ПВО не могла их достать.
"Драконши" летали на высоте более 21 километра, где до них не добивали зенитные ракеты, а лучшие на тот момент советские перехватчики МиГ-19 могли подняться лишь на 17,5 километров. U-2 отсняли во всех подробностях сверхсекретные космодромы Байконур и Плесецк, засекреченный ядерный центр
Однако 1 мая 1960 года лафа кончилась. Расчет нового ЗРК С-75 с высотой поражения 25 километров, наконец-то, сбил над Свердловском очередного визитера, а его пилот Фрэнсис Пауэрс выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Разразился грандиозный международный скандал, поскольку до того американцы категорически отрицали разведывательные полеты своей авиации над советской территорией.
Правда, в этой бочке меда был большой половник дегтя, так как вторая ракета, пущенная "для подстраховки", по ошибке сбила сопровождавший нарушителя МиГ-19, а его пилот старший лейтенант Сергей Сафронов - погиб и был посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени. Но этот конфуз, разумеется, был тщательно засекречен и стал достоянием гласности только через четверть века, во времена "перестройки".
Над СССР U-2 больше не летали, а вторую "драконшу" опустил на Кубу 27 октября 1962 года расчет С-75 под командованием майора Герченова. Пилоту - майору Андерсону повезло гораздо меньше, чем Пауэрсу. Он не смог покинуть сбитую машину и погиб. А потом китайцы с помощью полученных из СССР ЗРК устроили американским "высотникам" настоящий погром. В 1963-67 годах над КНР были сбиты четыре "Дрэгон Леди", правда, формально все они принадлежали американским "прокси" - тайваньским ВВС.
Еще один, на этот раз "родной", американский U-2, был подбит 8 октября 1966 года над Северным Вьетнамом. Летчик с трудом дотянул на поврежденной машине до границы с Южным Вьетнамом и катапультировался. До сих пор неизвестно, чьи зенитчики прервали его разведывательную миссию, но, скорее всего, - советские. Именно они тогда управляли северовьетнамскими ЗРК,
К середине 1960-х годов неуязвимость "Дрэгон Леди" ушла в область легенд и преданий. Тем не менее, 30 таких машин до сих пор остается на вооружении американских ВВС. Однако применяются они лишь там, где нет совеременной ПВО.
Первый прототип U-2 на испытаниях в 1956 году.
Авиаконструктор Кларенс Джонсон - автор проекта U-2 возле своего детища.
Первая серийная модификация U-2A в авиамузее.
Компоновочная схема модификации U-2R c подкрыльевыми контейнерами для аппаратуры электронной разведки.
Подъем в фюзеляж U-2 съемной платформы с аэрофотоаппаратами.
Пилот U-2 в кабине. Ему приходится летать в скафандре, поскольку разгерметизация на высоте более 20 километров означает почти мгновенную гибель.
Испытания на авианосце палубной модификации U-2G.
U-2R в камуфляжной окраске.
U-2S c надфюзеляжной РЛС.
Один из четырех сбитых китайцами U-2 в пекинском военном музее.
Комментарии (0)