Донатас Банионис...Можно с уверенностью сказать, что это имя знают все кинозрители бывшего СССР. Зрители старшего поколения и сейчас помнят этого литовского артиста. А вот в родной ему Литве власти постарались предать его забвению. Видимо не простили того, что он не изменял себе, памяти своей семьи и оставался со своими убеждениями, не желая подстраиваться под изменившуюся политическаую коньюктуру.
Донатас Банионис родился в городе Каунасе в конце апреля 1924 года. Его отец был портным. А затем поступил в кадетский корпус Русской императорской армии. Воевал на фронтах Первой Мировой войны. Именно там его отец стал убежденным коммунистом-большевиком. С войны отец вернулся в родную Литву. В 1919-м Юозас был арестован за организацию забастовки. И отбывал за это срок в тюрьме.
С Оной Блажайтите, которая стала его супругой, он познакомился в Вилкавишкисе.
Они поженились в 1920 году и переехали строить свое семейное гнездышко в Каунас, где вскоре у них родилась дочь Дануте, а в 1924 году-Донатас.
Однако через некоторое время их брак распался: мать с Данутой покинули Каунас, а отец остался жить с Донатасом. По словам Баниониса, он рос в творческой атмосфере, которая, очевидно, отразилась на его мироощущении. В те годы Донатас занимался в школьном драмкружке. Отец хоть не и был против увлечения драматическим искусством, все же настаивал на выборе другой профессии. Донатасу предопределяли профессию керамиста.
Однако к тому времени Донатас уже все для себя решил. Он в буквальном смысле грезил сценой. К сожалению, у выходца из небогатой семьи не было денег на то, чтобы оплатить учебу в театральном вузе. В Литве к тому времени установилась Советская власть.
В 1940-м любительский коллектив (руководил им тогда режиссер Юозас Мультинис) стал профессиональным театром, который начал работать в Паневежисе. Донатас присоединился к труппе в 41-м.
Впервые на экранах зритель увидел Донатаса Баниониса в 1959 году. Он сыграл роль Дауса в фильме «Адам хочет быть человеком».
Всесоюзную же славу актеру принесла лента «Никто не хотел умирать»-1965 год. Там Банионис появляется в роли Вайткуса. Этот образ считается одним из значимых в фильмографии актера.
Картина была признана лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран» в 1967 году.
На XV кинофестивале в Карловых Варах Донатас Банионис получает приз за лучшую мужскую роль в этом фильме, обойдя своего главного соперника на кинофестивале, Жан Поля Бельмондо.
В 1968 году, после премьеры «Никто не хотел умирать», был выпущен черно-белый детектив «Мертвый сезон». Когда Банионис ехал в Ленинград на пробы, почти не надеялся на то, что его утвердят – главный герой казался супергероем, а Банионис не выглядел ни как супергерой, ни как покоритель женских сердец. Неприметный, тихий, спокойный, он и правда показался режиссеру не совсем подходящей кандидатурой.
История советского разведчика в фильме «Мертвый сезон» была основана на реальных событиях – прототипом главного героя стал работавший в Великобритании разведчик Конон Молодый, легенда советских спецслужб. Именно он и настоял на кандидатуре Баниониса, заявив, что разведчик так и должен выглядеть, чтобы не бросаться в глаза, – неприметный и невзрачный персонаж, а не красавчик-супергерой. И герой Баниониса получился очень человечным.
А озвучивал за Баниониса эту роль Александр Демьяненко. Чтобы не бросался в глаза прибалтийский акцент "Ладейникова". В первый год проката фильм посмотрели 34 миллиона зрителей, а Донатас стал настоящей кинозвездой.
Фильм "Солярис" для Баниониса также стал знаковым.
Однако съемки в «Солярисе» у Тарковского дались ему очень тяжело. Режиссер не ставил ему никаких конкретных задач, требуя только того, чтобы актер «жил в кадре». Ему даже не дали прочитать до конца сценарий, и он долго не мог уловить сути своего образа. Однако результат получился блестящим. На кинофестивале в Каннах «Солярис» получил Гран-при, а Банионис – мировую популярность.
Всего в фильмографии Баниониса – около 80 ролей. Среди них были такие, как: «Операция «Трест», «Солярис», «Капитан Джек», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Вооружен и очень опасен», «Приключения принца Флоризеля»
В 1980 году Банионис возглавил родной Паневежский драматический театр. Времени на кино стало гораздо меньше.
А после того, как Литва стала независимой, актера стали и вовсе все реже и реже приглашали на съемки. Режиссер Римас Туминас говорил: «Ему было сложно работать в новое время, он сопротивлялся современной эстетике, не понимал ее, любил свое прошлое. Не понимал наступившие время. Отказывался играть в фильмах, которые не вязались с его представлениями о правде."
Из театра ему пришлось уйти в 2001 г. в связи с пенсионной реформой, согласно которой пенсионеры должны были либо уйти с работы, либо лишиться пенсии. Ему припомнили, что он был в КПСС, членом ЦК Компартии Литвы, депутатом Верховного совета СССР.
Банионис не стал цепляться за должность, за свои роли, переехал к сыну в Вильнюс.
Донатас Банионис женился на актрисе театра Паневежиса Оне Конкулевичюте. В браке жена родила двоих детей. Вместе они прожили 60 лет.
Сын Огидиюс не стал повторять актерскую судьбу отца. Его ждала слава на другом поприще: он удачно занимался гуманитарными науками, историей.
После смерти Огидюса (в 48 лет он умер от онкологического заболевания) и жены в 2008 году, актер чувствовал себя очень одиноким.
В одном из интервью накануне 85-летия актер сетовал: «Здесь вообще не знают, кто я такой. Вот недавно я заходил в одно учреждение, представился, что я Банионис. Они спросили: «А кто вы?» Я говорю: «Актер». «А как ваша фамилия пишется: через «б», как «бурак»?» Они не знают даже, как моя фамилия пишется».
Свою последнюю роль в кино легендарный литовский актер сыграл в 2011 г., а спустя 3 года его не стало.
Комментарии (0)