
Ровно 215 лет назад, 27 августа 1810 года, завершилось сражение между английской и французской эскадрами у острова Маврикий в Индийском океане. Этот бой интересен, во-первых, своей продолжительностью, необычной для тогдашних морских баталий, — он длился с перерывами целую неделю. Но еще более примечательно то, что это было последнее сражение на море, в котором французы победили англичан.
Впрочем, масштабы этой баталии не шли ни в какое сравнение с Трафальгаром или Абукиром. Изначально в ней участвовали четыре английских фрегата под командованием вице-адмирала Сэмюэла Пима и пять французских кораблей (два фрегата, корвет и два трофейных вооруженных транспорта, ранее принадлежавших британской Ост-индской компании) под руководством адмирала Гая-Виктора Дюперре.
Англичан подвела неосмотрительность и самоуверенность их командира. 20 августа Пим решил атаковать эскадру Дюперре, стоявшую в бухте Гранд-Порт, несмотря на то, что пройти в нее можно было только по узкому извилистому фарватеру. изобилующему опасными отмелями. Эффект получился замечательный: три из четырех его фрегатов прочно сели на грунт под огнем французов, а четвертый не мог стрелять без риска попасть в своих.
После долгой перепалки и безуспешных попыток сняться с мелей фрегаты "Сириус" и "Мэджисьен" были разбиты настолько, что англичане предпочли их сжечь, чтобы они не достались врагу. Фрегат "Нереида" также получил тяжелейшие повреждения и 24 августа под угрозой абордажа спустил флаг.
К 26-му августа У Пима остался один фрегат "Ифигения", переполненный моряками, эвакуированными с "Сириуса" и "Мэджисьенна". Он тоже получил повреждения, но находился на чистой воде и сохранял подвижность. Однако и ему спастись не удалось, так как он был вынужден оставаться у входа в бухту из-за штиля. А наутро 27 августа вместе со свежим ветром к Маврикию подошла вторая французская эскадра коммодора Жака Гамелена, состоявшая из брига и трех фрегатов.
Гамелен отрезал "Ифигении" путь к отступлению, зажав ее между двух огней. Видя, что врагу деваться некуда, он не спешил вступать в бой, предположив, что англичане, трезво оценят свои шансы и решат сдаться. Так и произошло. Ввиду подавляющего превосходства противника и безнадежности ситуации, Пим, посовещавшись с капитаном фрегата Ламбертом, решился на капитуляцию. И вскоре августа к флагманскому фрегату Гамелена "Венус" отправилась шлюпка с парламентером и предложением о сдаче.
Бой у Маврикия обощелся британскаму флоту в четыре фрегата, из них два — сгоревших и два — захваченных, также было захвачено одно транспортное судно. Людские потери составляли 105 моряков убитыми, 163 — ранеными и несколько сотен — пленными, включая самого адмирала Пима.
Но в плену он пробыл недолго. Уже в декабре того же года адмирала, которого французы держали под арестом на маленьком островке Иль-де-Пасс, освободили захватившие этот островок британские десантники. Потом его судили, но оправдали, так как судьи решили, что в создавшейся ситуации у него не было иного выхода, кроме капитуляции. Французы потеряли 37 человек убитыми и 112 — ранеными.
На заставке — картина французского художника XIX века Пьера Жюльена Жильбера "Бой у Гранд-Порта". На переднем плане англичане покидают сидящий на мели и разбитый вдребезги фрегат "Сириус". За ним — французский фрегат "Цейлон", получивший в бою серьезные повреждения, у него сбиты две мачты.

Схема боя у Маврикия до прибытия эскадры Гамелена. Французы — синие, англичане — красные.

Адмирал Дюпере, коммодор Гамелен и адмирал Пим.

Модели английского и французского фрегатов времен битвы у Маврикия. Обратите внимание, что "англичанин" имеет медную обшивку подводной части корпуса, предохранявшую от обрастания водорослями, что давало преимущество в скорости, но значительно удорожало корабль.
Комментарии (0)