26 октября 1909 года курский изобретатель-самоучка Анатолий Уфимцев получил патент на летательный аппарат весьма оригинальной схемы, который он назвал "Сферопланом". Правильнее было бы назвать его "дископланом", поскольку крыло и стабилизатор машины представляли собой отнюдь не шары, а плоские диски. Но, очевидно, Уфимцев, у которого за плечами были только неполные четыре года реального училища, плохо представлял себе разницу между сферой и диском.
Зато он хорошо разбирался в механике и в свои 29 лет имел за плечами довольно богатую биографию. В 18-летнем возрасте он решил посвятить себя борьбе с религиозным мракобесием, причем - самыми радикальными методами. Первым делом он запланировал взорвать одну из главных православных святынь своего города - икону Знамения Богородицы, которая привлекала толпы богомольцев. Самостоятельно изготовив бомбу с часовым механизмом, он заминировал икону, установив взрыватель на ночное время, чтобы при теракте не было пострадавших.
Бомба сработала, но ожидаемого юным террористом просветительского эффекта это не произвело, а сам он вскоре был арестован, кому-то проболтавшись о своем "подвиге". Слушатель донес в полицию, Уфимцева арестовали и отправили на пять лет в ссылку в славный город Акмолинск (ныне - столица Казахстана город Нур-Султан). История получила общественную огласку и за пламенного атеиста активно вступился уже известный писатель, будущий "буревестник революции" Максим Горький.
Он добился того, что Уфимцев избежал более строгого наказания, а потом помог ему деньгами, на которые тот открыл в Акмолинске мастерскую по изготовлению керосиновых ламп. Продукция мастерской пользовалась большим спросом у местного населения, благодаря чему Уфимцев вернулся из ссылки далеко не бедным человеком. В Курске он продолжил свой бизнес, расширив его мастерской по ремонту швейных машинок, велосипедов и бытовой техники.
В 1909 году Уфимцев, как и многие в то время, увлекся авиацией и построил свой "сфероплан", оснастив его двухцилиндровым оппозитным ротативным мотором собственного изготовления. развивавшим мощность 10 лошадиных сил. Теоретических познаний в аэродинамике у изобретателя не было и форму крыла он выбрал чисто по наитию.
Он не знал, что круглое крыло обладает гораздо более низкой подъемной силой, по сравнению с обычным крылом той же площади. Помимо формы крыла и стабилизатора, "сфероплан" имел еще одну очень оригинальную особенность: две из четырех лопастей его винта крепились прямо к головкам цилиндров двигателя. Сложно сказать, для чего это было сделано.
Испытания, проведенные летом того же года, закономерно окончились неудачей. "Сфероплан" мог только кататься по земле на своих велосипедных колесах. Ничуть не смущаясь, Уфимцев взял кредит и тотчас же принялся за постройку новой машины той же схемы, но более крупных размеров и с более мощным шестицилиндровым мотором так называемой биротативной схемы. В таких двигателях коленвал вращается в одну сторону, а цилиндры - в противоположную.
По расчетам автора мотор, названный АДУ-3 (авиационный двигатель Уфимцева - третий) должен был развивать 40 л.с. при собственном вессе 58 кг. По тем временм - великолепный показатель, однако, добиться от своего мотора надежной и устойчивой работы Уфимцев так и не смог. Тем не менее, в 1910 году "Сфероплан-2" вышел на испытания, но их результат был таким же, как и у его предшественника: аэроплан так и не смог оторваться от земли.
Потерпев фиаско и оставшись без денег, но с долгами, Уфимцев забросил авиастроение. Однако в 1912 году, заручившись поддержкой руководства Брянского паровозного завода, он на этом заводе построил еще один биротативный мотор АДУ-4 той же схемы, но с улучшенными системами смазки и подачи топлива. Двигатель работал работал более устойчиво, чем АДУ-3 и развивал на стенде мощность 65 л.с. Но все равно он был менее надежен, чем распространенные в те времена французские ротативные моторы "Гном" и "Рон".
Несмотря на то, что на Московской международной воздухоплавательной выставке изделие Уфимцева получило серебряную медаль, рокупателей на него, а также - желающих организовать его серийное производство так и не нашлось. Собственных же средств у Уфимцева не было и кредитов ему под это дело уже никто не давал. А потому ему пришлось окончательно завязать с авиацией и переключиться на производство стационарных моторов промышленного и сельскохозяйственного назначения, которые оказались более востребованы.
Уфимцев остался в истории как один из многих авиаконструкторов-неудачников, которые ошибочно полагали, что интуиция может компенсировать им отсутстие знаний и практического опыта.
На заставке - единственное сохранившееся фото "Сфероплана-2".
Схема первого "Сфероплана".
Двигатель АДУ-3 в экспозиции Центрального дома авиации и космонавтике. Обратете внимание, что этот мотор не имеет картера. Коленвал расположен открыто, а цилиндры соединены между собой стержнями и проволочными растяжками.
Слева - Уфимцев возде испытательного стенда с двигателем АДУ-4. Изобретатель в военной форме, так как после начала Первой мировой войны он был мобилизован. Тогда он пытался предложить свой мотор военному ведомству, но безуспешно.
Справа - АДУ-4 в двигательном зале Монинского музея авиации. Как видите, у него все еще нет картера, а цилиндры крепятся к наружному кракасу из стальных полос.
Комментарии (0)