Ровно 80 лет назад, 6 июля 1942 года, впервые поднялся в воздух истребитель Як-7ДИ - вариант истребителя Як-7 с металлическими лонжеронами крыла (все остальные элементы каркаса и обшивка делались из дерева), а также - с двумя дополнительными крыльевыми бензобаками. Вряд ли разработчики и испытатели этой машины предполагали, что вскоре она станет самым распространенным советским истребителем Великой Отечественной войны, да и вообще - самым массовым истребителем за всю историю советской и российской авиации.
Як-7ДИ пошел в серию под обозначением Як-9. Он выпускался в течение трех лет на трех авиазаводах, а общий объем производства составил 16769 экземпляров. К середние 1944 года истребителей Як-9 (включая модификации Як-9Т, Як-9Д и Як-9ДД) на советско-германском фронте было больше, чем всех остальных советских истребителей, вместе взятых!
При этом нельзя сказать, что самолет обладал какими-то особо выдающимися характеристиками (см. график), а его вооружение было откровенно слабым - всего одна 20-миллиметровая пушка и один крупнокалиберный пулемет. Боевая живучесть и эксплуатационная долговечность конструкции тоже оставляли желать лучшего. Чтобы нанести "девятке" фатальные повреждения обычно хватало всего двух-трех попаданий из немецкой авиапушки в любую часть самолета, а порой - даже одного.
Однако Як-9 оптимально подходил для советских условий производства и для основной массы советских пилотов с невысоким уровнем летной подготовки, которые ценили его за легкость и простоту пилотирования. Ведь это был прямой наследник двухместного учебного самолета Як-7, переделанного в одноместный. Я не припомню другого подобного случая в истории мировой авиации, когда столь массовая боевая машина создавалась бы на базе "летающего тренажера". Однако для тогдашних советских ВВС это было именно то, что нужно.
Ну а потери воспринималиь как должное и с лихвой компенсировались непрерывной "штамповкой" самолетов и пилотов для них. К тому же, абсолютное большинство советских людей об этих потерях просто не знало, поскольку в сводках Совинформбюро они всегда занижались, а вражеские - наоборот - завышались.
Впрочем, надо заметить, что, насмотря на массовость "девятки", никто из пятерки наиболее выдающихся советских асов на ней не воевал. А из десятки лучших только двое - Арсений Ворожейкин и Александр Колдунов (шестое и девятое место в вписке) некоторое время летали на этой машине, но Ворожейкин не одержал на ней ни одной воздушной победы.
На заставке - Як-9 из авиаполка "Нормандия-Неман".
Як-9 на аэродроме ЛИИ ВВС в Жуковском.
Компоновочная схема Як-9. Хорошо виден силовой набор фюзеляжа, сваренный из стальных труб и усиленный проволочными расчалками, а также - деревянный каркас крыла.
Одним из воевавших на Як-9 был мой дед - майор Ф.Н. Черемухин. В августе 1945 года он совершил на этой машине 12 боевых вылетов на штурмовку японских укреплений и железнодорожных объектов в Маньчжурии, но ему ни разу не довелось встретиться на ней в воздухе с японскими самолетами.
Реконструкция окраски истребителя Як-9М майора Черемухина. Рисунок С. Вахрушева.
Комментарии (0)