
Ровно 65 лет назад, 15 марта 1960 года, в США был принят на вооружение первый в мире сверхзвуковой четырехдвигательный стратегический бомбардировщик В-58 Hustler. И не просто сверхзвуковой а почти вдвое превысивший скорость звука. На форсаже он разгонялся до 2124 км/ч и мог летать на высотах до 18,5 км с полной боевой нагрузкой.
Американцы считали, что такие характеристики делают его неуязвимым для любых средств советской ПВО. Тем не менее, на случай появления у СССР новых истребителей с аналогичными или более высокими летными данными, они оснастили "Хастлер" хвостовой оборонительной стрелковой установкой с 20-миллиметровой шестиствольной скорострельной пушкой "Вулкан" и радиолокационным прицелом.
Боевой радиус В-58 превышал 4000 километров, то есть, он мог с территории ФРГ, Дании или Норвегии "прогуляться" до Москвы, Ленинграда, Вологды, Ярославля, Архангельска и Петрозаводска. А из Турции — до Казани, Горького, Куйбышева, Челябинска и Магнитогорска. Фактически в зоне досягаемости была вся европейская территория СССР вплоть до Южного Урала. Самолеты с японских авиабаз держали под прицелом весь Дальний Восток и Сибирь до Иркутска.
Столь высокая дальность была достигнута за счет остроумного технического решения. Значительная часть топлива "Хастлера" находилась в подвесном баке, вмещавшем 12 тонн керосина и термоядерный боезаряд Мk-53 мощностью 9 мегатонн, либо — W39 в 3,8 мегатонн. То есть, этот бак одновременно являлся авиабомбой, которую самолет сбрасывал над целью и возвращался на внутреннем запасе топлива. Интересно, что ее максимальная мощность была рассекречена только в 2014 году.
Позже "Хастлер" дополнительно оснастили боковыми пилонами для подвески еще четырех водородных бомб Mk-43 мощностью по 900 килотонн. Таким образом, один В-58 в одном боевом вылете теоретически мог испепелить пять городов: один мегаполис и четыре — менее крупных. А всего американцы построили 116 таких бомбардировщиков, которые состояли на вооружении до 1970 года. В дальнейшем их сменили межконтинентальные баллистические ракеты наземного и подводного базирования.

"Хастлер" с обозначениями 305-го авиакрыла Стратегического бомбардировочного командования ВВС США, авиабаза Банкер Хилл, 1964 год.

Экипаж "Хастлера", состоявший из трех человек (пилот, штурман и оператор вооружения), на фоне своего самолета, перед которым выложен весь ассортимент его подвесного и встроенного оружия: большой ПТБ-бомба МВ-1С, бак-бомба меньшего объема ТСР, четыре термоядерные бомбы Mk-43 и дистанционно-управляемая хвостовая стрелковая турель с боекомплектом.

В-58 в полете с полным вооружением.

Бак-бомба MВ-1С крупным планом.

Пушка "Вулкан" с обтекателем антенны радиолокационного прицела и воздухозаборник одного из двигателей с регулируемым центральным конусом.

Носовая и основная опоры шасси. Как видите, из-за подвесного "бомбобака" они очень высокие. Пневматики работали в крайне суровых условиях и были рассчитаны всего на 10 взлетно-посадочных циклов, после чего их приходилось менять. Но не все колеса выдерживали даже этот срок. Два бомбардировщика были потеряны из-за разрушения баллонов на пробеге.

Спасательные капсулы членов экипажа В-58. Перед катапультированием "панцирь" закрывался автоматически. Обратите внимание, что пилот катапультировался вместе с ручкой управления.

В-58 при виде спереди без внешних подвесок и с открытым фонарем пилотской кабины.

Летчики спешат занять свои места в кабинах по тревоге, к счастью — учебной. В экипажи В-58 набирали только специалистов экстра-класса, в частности, пилот должен был иметь за плечами не менее 1000 часов налета на реактивных машинах без единого замечания или взыскания. Поэтому в командах "Хастлеров" редко встречались люди моложе 35 лет.

В 1969 году, в разгар Вьетнамской войны, кому-то в Пентагоне пришла в голову мысль задействовать в ней "Хастлеры". На несколько машин даже успели нанести пятнистый "индокитайский" камуфляж, но потом от этой идеи отказались, разумно решив, что В-58 — слишком дорогая игрушка, чтобы рисковать ей в региональной войне и кидать с нее обычные бомбы. Так что, ни одного реального боевого вылета эти машины не совершили.
Комментарии (0)