Хотите миф? Тогда вот: задумчивый гений-алкоголик Джексон Поллок оценивает девственный холст, лежащий на полу. Затем его вдруг озаряет и он придумывает, стиль: он швыряет, швыряет, разбрызгивает и капли краски фонтаном летят на все это, создавая новый энергичный язык искусства - технику капель.
Журналисты падали в обморок от восторга, сам Журнал Life упал в обморок: «Он величайший художник из ныне живущих в Соединенных Штатах! Первооткрыватель!»
И что, это настоящая история?
Первая капельная живопись Поллака, Full Fathom Five , была завершена в 1947 году.
Как бы не так.
Еще за 4 года до первой картины Поллока одна домохозяйка украинского происхождения, а по национальности еврейка, не имевшая формального художественного образования, ошеломила мир искусства своими капельными картинами и примитивистскими сюрреалистическими фантастическими пейзажами.
Ее звали Джанет Собель, и ее художественная карьера длилась всего 3 года, с 1943 по 1946 год.
Когда она вдруг исчезла, на арт-сцену вышел Поллок и прославился благодаря технике, которую изобрела Собель.
Собель родилась в 1893 г в Екатеринославе и звали ее Дженни Олеховски.
После русско-японской войны 1905 года евреи были обвинены в горьком поражении России. Отец - Барух Собель был убит в последующем за этим погроме - тогда в тех местах проходили жестокие нападения на еврейские дома.
Ее мать забрала остальных членов семьи и бежала. Ей удалось спасти детей.
Они прибыли на остров Эллис в 1908 году, где клерк изменил им фамилию на Уилсон. Дженни решила называть себя Джанет.
В 16 она вышла замуж за Макса Собеля, который выучился на гравера в Украине. За все 30 лет, пока Макс пытался создать бизнес по производству бижутерии, она вырастила пятерых детей в русско-еврейском анклаве Брайтон-Бич.
Во время Великой депрессии они были абсолютно бедны. Собель начала экспериментировать с искусством в 1937, когда ее 19-летний сын Сол начал заниматься живописью.
Подобрав его оставленные без присмотра кисти и краски, она начала раскрашивать выброшенные конверты, картонные коробки и поля журнальных страниц сказочными плавающими лицами, появляющимися из путаницы листьев и цветов, напоминающими украинское народное творчество.
Дженни продала свою первую картину в 1942 году и ее работа попала на выставку в Художественном клубе Чикаго. За этим вскоре последовала выставка в Бруклинском музее.
К 1944 году искусство Собель превратилось из фольклорного в фигуративно-абстрактное.
Она начала писать полностью абстрактные работы.
Джанет хватала инструменты, лежащие вокруг ее дома, и импровизировала новые способы нанесения цвета на холст.
Для выдувания краски на завитки использовался пылесос.
Песок с пляжа добавляла для создания текстуры.
Собель даже позаимствовала у своего мужа принадлежности для изготовления украшений — стеклянная пипетка стала средством для нанесения глянцевой эмалевой краски на изящные паутинные узоры.
«Я сюрреалистка, — заявила она, — я рисую то, что чувствую».
В 1944 году Собель участвовал в художественной выставке в галерее Norlyst. Этим новым пространством управляли художница Элеонора Ласт и ее бойфренд Джимми Эрнст, который оказался сыном известного сюрреалиста Макса Эрнста, который тогда был женат на Пегги Гуггенхайм.
Предположительно, именно так Собель оказалась на легендарной женской художественной выставке Гуггенхайма «Женщины» 1945 года .
В следующем году Гуггенхайм выбрала Собель для персональной выставки. В каталоге было эссе куратора искусства Сидни Дженис, там превозносили Собель за ее «самостоятельно изобретенные методы нанесения пигмента». Дженис предсказывала: «Джанет Собель, вероятно, в конечном итоге станет известна как самый важный художник-сюрреалист в этой стране».
Но так же быстро, как Собель появилась в мире искусства, она внезапно исчезла.
В 1946 году ее муж решил перевезти семью в Плейнсфилд, штат Нью-Джерси, чтобы быть ближе к своей фабрике.
Не имея возможности водить машину, Собель оказалась отрезана от художников и галерей Нью-Йорка.
В следующем году она потеряла своего самого важного покровителя, когда Пегги Гуггенхайм закрыла галерею «Искусство века» и переехала в Европу.
Кроме того, у Собель развилась загадочная аллергия на что-то в краске.
Ее внучка, Эшли Шапиро, иронично предположила: “Моя бабушка… была подавлена тем, как мужчины относились к женщинам…
Люди думали, что у нее аллергия на краски… Однако у нее была аллергия на провинцию”.
Собель продолжала заниматься искусством, но после 1946 года ее работы ни разу при жизни не висели ни в одной галерее. В конце концов она взяла на себя ювелирный бизнес своего мужа и была почти забыта миром искусства.
Затем, в 1955 году, друг Джексона Поллока, видный искусствовед Клемент Гринберг, признался в своем влиятельном эссе « Живопись по-американски» :
"Еще в 1944 г Полллок заметил одну или две любопытные картины, выставленные у Пегги Гуггенхайм художницей-примитивисткой Собель, которая была и остается домохозяйкой.
Позже Поллок признался, что эти картины произвели на него большое впечатление".
Упоминание о влиянии Собеля на Поллока должно было восстановить ее имя, но комплимент был настолько двусмысленным, что она осталась в сноске.
Однако в 1968 году, когда Музей современного искусства собирал ретроспективу Джексона Поллока, они отдали дань уважения новаторству Собель, приобретя одну из ее лучших картин «Млечный путь» и безымянную работу, которая была еще одним замечательным примером ее техники капельного рисования.
Собель умерла позже в том же году, так и не увидев свои картины, выставленные в Музее современного искусства в 1970 году.
Комментарии (0)