Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Цепи суверенитета



Сегодня, 20 ноября, в Аргентине отмечается государственный праздник "День суверенитета", посвященный состоявшейся 20 ноября 1845 года битве при Вуэльта де Облигадо, в которой аргентинцы защитили свое право на независимую экономическую политику.


Как известно, в XIX веке среди европейских держав считалось вполне нормальным и законным продавливать свои денежные интересы военной силой, причем в любой точке Земного шара. Например, когда китайский император запретил английским наркоторговцам продавать опиум на территории его страны, англичане просто и без затей напали на Китай.

Пользуясь огромным технологическим превосходством, они легко разгромили армию и флот "поднебесной", захватили город Гонконг и навязали императору кабальный договор, по которому он отдал агрессорам этот город, заплатил огромную дань и разрешил английским драгдилерам свободно торговать отравой.


Через пять лет англичане, на сей раз совместно с французами, решили провернуть нечто подобное в Западном полушарии. Поводом стало то, что президент Аргентины Хуан Мануэль де Розас потребовал от европейских купцов платить в аргентинскую казну налоги и таможенные пошлины. Купцы, не желая делиться барышами, отказались.

Тогда Розас закрыл для иностранных судов доступ в реку Парана - главную транспортную артерию Аргентины, по которой шла почти вся ее международная торговля. Исключение было сделано только для Парагвая. не имевшего собственного выхода к морю.


В ответ на такую "наглость и самоуправство" Великобритания и Франция направили к берегам Южной Америки объединенную эскадру и десантные войска. Под их прикрытием следовал огромный караван из 90 судов с европейскими товарами, владельцы которых надеялись беспошлинно обменять их на аргентинское серебро, после того как бравые военные проделают с Аргентиной то же, что и с Китаем.

Англичане задействовали в операции парусно-паровые корветы "Горгона" и "Черный орел", парусный фрегат "Комус", два парусных шлюпа и шхуну. На 1640-тонной "Горгоне" стояли четыре мощных бомбических орудия Пексана: два десятидюймовых (82-фунтовых) и два восьмидюймовых (68-фунтовых), а также - две 42-фунтовые гаубицы.

На 540-тонном "Черном орле" были установлены три длинноствольные 32-фунтовые пушки, а на "Комусе" - 18 орудий различных калибров. Англичане пишут, что их пароходы были "partially armoured". Не совсем понятно, что это означает и в какой мере их можно считать броненосными, но в любом случае ремарка примечательная.


Французы отправили восьмипушечный колесный корвет (авизо) "Фултон" и четыре военных парусника - "Сан-Мартин", "Экспедитив", "Пандур" и "Просид". Всего же на кораблях союзников было 74 орудия и несколько ракетных установок. Помимо экипажей на них находились 880 морских пехотинцев. Общее руководство осуществлял французский капитан (впоследствии - контр-адмирал) Франсуа Томас Труар де Болье, английским контингентом командовал капитан Сэмьюэл Инглфилд.

Зайдя в усте Параны, интервенты обнаружили, что река шириной около 800 метров перегорожена тремя толстыми коваными железными цепями. Цепи были уложены на 24 понтона, сделанные из крупных шлюпок и барж. А на высоком левом берегу за земляными брустверами стояли четыре артбатареи, нацеленные на фарватер. Аргентинцы решили обороняться.

Силы, противостоящие интервентам, возглавил генерал Люсио Мансилья. Они состояли из добровольческого полка "Патрисиос" численностью 2000 человек и 160 (по другим данным - 220) артиллеристов с 30 пушками. Правда, пушки были относительно мелкие и разнокалиберные - по 8, 10, 12, 16 фунтов и всего одна 20-фунтовка. В общем, что удалось наскрести.


Кроме того, за цепным заграждением занимала позицию маленкая аргентинская бригантина "Републикано" водоизмещением всего 75 тонн, вооруженная четырьмя 10-фунтовыми и одной 16-фунтовой пушкой, а также - две еще более мелкие парусные канонерки "Лагос" и "Рестауадор" водоизмещением по 25 тонн. Вооружение каждой из них состояло из одной бронзовой 16-фунтовки. Англо-французская эскадра по огневой мощи многократно превосходила пртивника, однако Мансилью это не смутило и он собирался дать бой.

На заставке: контр-адмирал Франсуа Томас Труар де Болье, генерал Люсио Мансилья и президент Хуан Мануэль де Розас.


"Горгона" (HMS Gorgon) - один из первых в мире крупных боевых кораблей с паровым двигателем и бомбической артиллерией, вступивший в строй в 1837 году.


"Горгона" с парусной оснасткой.


Фотографий и более-менее качественных рисунков "Фултона" я не нашел, а на представленной гравюре - его систершип - корвет "Сфинкс", внешне идентичный с "Фултоном".


Еще один участник аргентинской экспедиции - британский парусно-паровой корвет Black Eagle - "Черный орел".

Продолжение следует

Источник: Цепи суверенитета
Автор:
Теги: англия Экономика флот Латинская Америка Франция история Политика суверенитет цепь black hm агрессор

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства