22 ноября 1916 года впервые поднялся в воздух разработанный в КБ государственного авиазавода "Ройял Эйркрафт Фэктори" (RAF) самолет S.E.5 (читается — "Эсифайф"), который, несмотря на неказисто-угловатую внешность, многими авиационными историками считается лучшим английским истребителем Первой мировой войны. Особенно — самая массовая его модификацию S.E.5а, появиашаяся в 1917-м и оснащенная мотором повышенной мощности в 220 лошадиных сил.
Имея вполне типичную для тех времен "субтильную" цельнодеревянную конструкцию с полотняной обшивкой, "Эсифайф" за счет усиленного каркаса обладал более высокой прочностью и выносливостью, чем большинство его современников. Он быстрее разгонялся в пикировании и мог совершать резкие вертикальные маневры без риска развалиться от перегрузок. Еще одним достоинством машины была относительно высокая скорость. S.E.5а, развивавший до 225 км/ч, был самым быстрым британским истребителем ПМВ и превосходил по этому параметру всех своих оппонентов.
Поэтому его пилоты могли догнать любого противника, а если бой складывался не в их пользу, — уйти от погони за счет скорости. Правда, платой за скорость была относительно невысокая горизонтальная маневренность и вяловатая реакция на рули, поэтому "собачьи схватки" на крутых виражах не были сильной стороной "Эсифайфа". Но летчики, хорошо освоившие тактику "бей и беги", добивались на нем впечатляющих результатов.
В частности, на "Эсифайфе" одержал большинство из своих 72 воздушных побед канадец Уильям Бишоп — лучший ас Британской империи, а также Эдвард Мэннок (61 победа) и Джеймс МакКадден (57). МакКадден писал, что очень здорово воевать на такой машине, на который ты всегда сам решаешь, когда вступить в бой и когда из него выйти. Впрочем, на "Эсифайфе" он и погиб, но не в бою, а в авиакатастрофе из-за отказа двигателя на взлете.
Всего было построено 5205 S.E.5 и S.E.5а, что ставит эту машину на второе место по массовости среди британских истребителей времен ПМВ после Сопвича "Кэмела", который был растиражирован в 5490 экземплярах. На "Эсифафах" в течении двух лет воевали в общем счете 30 английских истребительных скуадронов, а также — три австралийских, несколько канадских и один американский.
После войны эти самолеты попали в Польшу, Ирландию и Чили, а один S.E.5а, захваченный у поляков, служил в ВВС РККА. На заставке "Эсифайф" сбивает немецкий истребитель "Фоккер" D-VII.
S.E.5 раннего выпуска. Обратите внимание на полузакрытый фонарь кабины с большой площадью остекления, хорошо защищавший пилота от встречного ветра. Однако впоследствии его заменили на маленький козырек, поскольку целлон, который тогда использовали для остекления, был нестоек к воздействию солнечных лучей. На солнце он быстро желтел, мутнел и терял прозрачность.
Вооружение "Эсифайфа" состояло из двух курсовых пулеметов: синхронного "Виккерса" с леночным питанием, установленного перед кабиной (на фото, под козырьком, видна его казенная часть), и несинхронного "Льюиса" со сменными дисковыми магазинами, укрепленного на верхнем крыле и стрелявшего поверх винта. Для смены дисков на "Льюисе" применялся так называемый лафет Фостера, позволявший спускать пулемет в кабину по изогнутому наклонному рельсу. Это давало возможность летчику осуществлять перезарядку в полете, не вставая с сиденья.
S.E.5а с французским 200-сильным мотором "Испано-Сюиза".
S.E.5a c английским 220-сильным мотором "Уолсли Вайпер" - самая быстрая версия истребителя.
S.E.5а с "Вайпером" американских ВВС.
S.E.5а сбивает в сумерках немецкий бомбардировщик "Гота".
Кабина "Эсифайфа" имела, по меркам Первой мировой, довольно богатое приборное оборудование.
Современная летающая реплика S.E.5a.
S.E.5a из 56-го и 74-го скуадронов британских королевских ВВС, 5-го скуадрона армейской авиации США, 1-го истребительного дивизиона РККВФ и чилийской военной авиации.
Комментарии (0)