22 мая 1958 года состоялся первый относительно успешный запуск межконтинентальной крылатой ракеты "Буря" (она же - "проект 350", она же - "изделие 42"), которая рассматривалась советским руководством как альтернатива баллистической ракете Р-7 на случай, если этот проект потерпит неудачу. Однако неудачной в итоге оказалась "Буря", а не королёвская "семерка", сделавшая СССР ракетно-ядерной и космической державой.
Технические требования к "Буре" и Р-7 были одинаковы - доставка термоядерного боезаряда массой три тонны на дальность не менее 8000 километров. Но если королёвская ракета этим требованиям соответствовала, то "Буря" ни в одном из 18 испытательных пусков (большинство из которых закончилось авариями еще на старте или на начальном этапе полета) не смогла пролететь больше 6500 километров, поскольку фактический расход топлива второй ступени оказался гораздо выше расчетного. Решить это проблему разработчик ракеты - ОКБ-301 под руководства С.А. Лавочкина так и не смогло.
Вдобавок, "Буря", летевшая к цели в стратосфере на высоте 17 километров, несмотря на скорость в 3200 км/ч, была в принципе уязвима для зенитных антиракет с ядерными боеголовками, а Р-7 на тогдашнем техническом уровне перехватить было абсолютно невозможно. Таким образом, техническое превосходство королёвской ракеты являлось очевидным и бесспорным.
5 февраля 1960 года программу "Буря" закрыли, а израсходованные на нее средства - списали в убытки. Шесть лет работы ОКБ, а также - десятков промышленных предприятий и огромные бюджетные деньги оказались потрачены впустую.
Между тем, уже в 1957 году стало ясно, что проект Р-7 - удался и вполне способен заложить основу "стратегического ядерного щита". В 1958 году, после ряда успешных тестов как самой ракеты, так и ее БЧ, началось серийное производство, а в 1959-м первый пусковой комплекс заступил на боевое дежурство.
И тем не менее, в 1959-60 годах состоялось четыре испытательных запуска "Бури", ни в одном из которых она не достигла требуемой дальности. Последний - уже после официального закрытия программы. Для чего это делалось - для меня загадка, ведь, казалось бы, провал был уже очевиден.
Кстати, один из этих пусков 19 апреля 1959 года едва не закончился трагедией. Пролетев 2000 километров, ракета из-за отказа системы управления самопроизвольно развернулась на 180 градусов, устремилась обратно и рухнула в относительной близости от собственного стартового комплекса. К счастью, при этом никто не пострадал.
Справедливости ради надо сказать, что у американцев был аналогичный и тоже провальный проект межконтинентальной крылатой ракеты XSM-64 "Навахо" с такой же, как у "Бури", силовой установкой: первая ступень - с жидкостным ракетным двигателем, а вторая - с прямоточным воздушно-реактивным. Только, если у "Бури" на один ПВРД приходилось два сбрасываемых жидкостных стартовых двигателя, то у "Навахо" - наоборот: два ПВРД и один ЖРД.
Однако итог был тот же: после десятка неудачных пусков на проекте поставили крест, поскольку баллистические ракеты к тому времени доказали свою эффективность не только в СССР, но и в США.
На заставке - современный компьютерный рисунок "Бури" во взлетной конфигурации с жидкостными стартовыми двигателями. Надписи на ракете - фантазия художника. На самом деле на опытных экземплярах ракеты ничего не писали, а также - не наносили опознавательные знаки, которые вообще не полагалось рисовать на одноразовых изделиях.
"Буря" в маршевом полете после сброса отработанных ракетных ускорителей.
Подробный чертеж "Бури" из журнала "Моделист-конструктор".
Схема стратового комплекса.
Ракета в сборочном цехе и в момент пуска.
Термоядерная боеголовка.
В отличие от "Бури", оставшейся только на рисунках и фотографиях, американцы сохранили один экземпляр "Навахо" в музее.
Комментарии (0)